обзор за июль 2019

Обзор изменений в законодательстве Российской Федерации в июле 2019 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 26.07.2019 N 235-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"

Политические партии освобождены от необходимости отчитываться о количестве выдвинутых ими кандидатов в депутаты и на иные выборные должности

Ранее закон обязывал партии предоставлять указанные сведения один раз в три года в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган. Теперь такие сведения будут предоставляться ЦИК России по запросу федерального уполномоченного органа на основе данных ГАС "Выборы".

 

Указ Президента РФ от 17.07.2019 N 343 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. N 187 "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке"

Все жители Донецкой и Луганской областей смогут воспользоваться упрощенным порядком получения российского гражданства

Ранее указанный порядок распространялся только на жителей отдельных районов названных областей.

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Указ Президента РФ от 24.07.2019 N 354 "О дополнительных мерах по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"

С 1 января 2020 года уточняются территории, переселение на которые осуществляется в рамках программы добровольного переселения соотечественников в приоритетном порядке

Согласно Указу к территории приоритетного заселения отнесены территории субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Указывается, что за участниками Государственной программы, которым свидетельство участника выдано до 1 января 2020 года, до окончания срока его действия сохраняется право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения в размерах, установленных до дня вступления настоящего Указа в силу.

Указ вступает в силу с 1 января 2020 года.

 

Федеральный закон от 18.07.2019 N 188-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"

Законодательно закреплен порядок уведомления гражданами России органов внутренних дел об отказе от гражданства или вида на жительства иностранного государства

Установлено, что в случае прекращения гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в нем гражданин РФ вправе подать письменное уведомление в территориальный орган внутренних дел по месту жительства (по месту его пребывания, месту фактического нахождения).

К уведомлению прилагается копия документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в нем, а также копия паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 18.07.2019 N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

На декларантов третьего этапа "амнистии капиталов" распространены условия освобождения от административной ответственности

С 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года проводится третий этап "амнистии капиталов", в рамках которого физическим лицам, добровольно задекларировавшим зарубежные активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), предоставляются предусмотренные законодательством гарантии (в том числе освобождение от административной ответственности).

Согласно дополнению, внесенному в примечания к статье 14.1 КоАП РФ, условия освобождения от административной ответственности, предусмотренные примечанием 2 к указанной статье, применяются также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования.

Напомним, что согласно примечанию 2 к статье 14.1 КоАП РФ лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 - 15.6, 15.11, 15.25 КоАП РФ, при условии, если:

это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации;

если такие действия (бездействие) связаны, в частности, с имуществом, контролируемыми иностранными компаниями, с совершением валютных операций, зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

 

Федеральный закон от 18.07.2019 N 180-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Перераспределена компетенция должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях о нарушениях прав инвалидов

В частности:

судьи уполномочены рассматривать дела о правонарушениях в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в этой сфере (дела будут рассматриваться судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье, при этом составление протоколов возложено на должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования);

органы, уполномоченные в области авиации, будут рассматривать дела указанной категории в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов гражданской авиации и услуг по перевозке пассажиров в этой области;

органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, будут рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 9.13 КоАП РФ, в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в этой сфере.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 215-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Ужесточена административная ответственность за некоторые правонарушения против порядка управления

В частности, нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации повлечет за собой наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ранее штраф составлял от пятисот до одной тысячи рублей). При повторном совершении указанного административного правонарушения размер штрафа составит от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Представление заведомо ложных сведений для получения документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в том числе заграничного паспорта, либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство, является основанием для наложения административного штрафа: на граждан - в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти до десяти тысяч рублей (ранее размер штрафа составлял: для граждан - от ста до трехсот рублей; для должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей).

Размер административного штрафа в случае подделки документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделки штампа, печати, бланка, их использования, передачи либо сбыта составит для юридических лиц от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (ранее - до сорока тысяч рублей) с конфискацией орудий совершения административного правонарушения. При этом повторное совершение указанного административного правонарушения обойдется нарушителю в сумму от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 216-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Дифференцирована административная ответственность водителей, перевозчиков и должностных лиц за неиспользование на транспортных средствах тахографов

Так, например, ответственность водителя за управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством, установлена в виде штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. Должностные лица, индивидуальные предприниматели и юрлица несут ответственность за выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка предусмотрена законодательством, либо с нарушением установленных требований. При этом максимальный размер штрафа предусмотрен для юрлиц (до 50 тысяч рублей).

Так же дифференцирована ответственность за несоблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха (штраф предусмотрен для водителя в размере от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 7 тысяч до 10 тысяч рублей, для ИП - от 15 тысяч до 25 тысяч рублей, и юрлиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей). Добавлено примечание, согласно которому юрлица и должностные лица несут ответственность за это нарушение в случае, если оно совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов РФ.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 217-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Усилена административная ответственность за отдельные нарушения на водном и воздушном транспорте

В частности:

усилена административная ответственность граждан и должностных лиц за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства, а также за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (для юридических лиц ответственность за данные нарушения не изменилась);

увеличен размер штрафа за нарушение правил плавания и стоянки судов на морском, внутреннем водном транспорте, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков (установлена ответственность за повторное совершение указанного правонарушения), а также за нарушение правил эксплуатации судов, управление судном лицом, не имеющим права управления.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Предусмотрена административная ответственность за незаконную реализацию билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года

Ответственность в виде штрафа предусмотрена для граждан, должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц за следующие нарушения:

незаконная реализация входных билетов на матчи или документов, дающих право на их получение (максимальный штраф установлен для юрлиц - до 1 миллиона рублей);

реализация поддельных входных билетов или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов (максимальный размер штрафа предусмотрен для юрлиц - до 1,5 миллионов рублей).

Юрлица и ИП вместо штрафа за указанные правонарушения могут быть привлечены к ответственности в виде административного приостановления деятельности до 90 суток.

Рассмотрение указанной категории дел относится к компетенции судей, составлять протоколы о таких правонарушениях вправе должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также Роспотребнадзора.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Усилена административная ответственность за нарушения порядка проведения техосмотра транспортных средств

Так, в частности:

осуществление при проведении техосмотра технического диагностирования транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов техосмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте техосмотра или на передвижной диагностической линии, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей, на должностных лиц - от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, на юрлиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;

нарушение порядка ведения реестра операторов техосмотра повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, на юрлиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;

управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, повлечет наложение штрафа в размере 2000 рублей (при этом лицо, совершившее данное правонарушение, не привлекается к ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение 24 часов с момента его первого выявления);

дифференцирована ответственность за оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен техосмотр или при его проведении выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности (к ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но и граждане и должностные лица).

При этом за повторное совершение отдельных правонарушений для должностных лиц предусмотрена дисквалификация от одного года до трех лет. Определены должностные лица и органы, уполномоченные рассматривать указанные категории дел и составлять протоколы.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 221-ФЗ "О внесении изменения в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

За навязывание сотрудникам зарплатного банка установлена административная ответственность

За воспрепятствование работодателем осуществлению работником своих прав на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, вводится штраф:

для должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 222-ФЗ "О внесении изменения в статью 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Увеличены размеры административных штрафов за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию

Эксплуатация объекта капитального строительства без указанного разрешения, за исключением случаев, если выдача разрешения не требуется, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Ранее граждан штрафовали на сумму от 500 до 1 тысячи рублей, должностных лиц - от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, юрлиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 229-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь"

Усилена административная ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортному средству с включенными спецсигналами

Непредоставление преимущества в движении автомобилю, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, повлечет наложение штрафа от 3 тысяч до 5 тысяч рублей или лишение права управления на срок от 3 месяцев до 1 года (ранее был предусмотрен штраф в размере 500 рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев).

Кроме того, установлена административная ответственность за воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи (за исключением случаев непредоставления преимущества в движении транспортному средству с включенными спецсигналами), если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния. Это нарушение повлечет наложение штрафа в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей. Рассмотрение дел указанной категории отнесено к компетенции судей. Составлять протоколы о таких правонарушениях будут должностные лица органов внутренних дел (полиции).

 

Федеральный закон от 03.07.2019 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Установлена административная ответственность за нарушения при госзакупках по гособоронзаказу

Так, решения о размещении гособоронзаказа у единственного поставщика, если законодательством предусматривается определение поставщика путем проведения конкурса или аукциона, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере ста тысяч рублей.

Изменение условий госконтракта по гособоронзаказу, в том числе увеличение цен, если возможность изменения условий госконтракта не предусмотрена законодательством о контрактной системе в сфере закупок, повлечет наложение штрафа: на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей, на юрлиц - пятисот тысяч рублей.

Также предусмотрена административная ответственность за указанные действия, если они повлекли дополнительные расходы соответствующих бюджетов или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения госнужд.

Кроме того, до 1 июля 2020 года приостановлено действие отдельных положений статьи 14.5 КоАП РФ в отношении применения ККТ при расчетах водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"

Лица, получившие российский паспорт до 1 января 2010 года, у которых впоследствии не было определено наличие гражданства РФ, смогут получить его в упрощенном порядке

Речь идет о лицах:

- в отношении которых было принято решение об отмене ранее предоставленного им гражданства РФ и о признании недействительными либо изъятии у них паспорта гражданина РФ (при наличии гражданства иностранного государства и при условии отсутствия действительного документа, подтверждающего право на проживание в нем);

- не приобретших гражданства РФ в установленном порядке (если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в нем).

Ранее упрощенным порядком могли воспользоваться указанные граждане, получившие паспорт до 1 июля 2002 года.

Упрощенный порядок предусматривает принятие в гражданство без необходимости представления разрешения на временное проживание и вида на жительство и без учета требований о проживании в РФ в течение пяти лет непрерывно, а также о наличии законного источника средств к существованию и о владении русским языком.

Действие главы Закона о гражданстве, регулирующей упрощенный порядок предоставления гражданства РФ, продлено до 1 января 2025 года.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Установлен запрет на уступку прав требования по взысканию задолженности по ЖКХ третьим лицам

Федеральным законом вводится запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.

Право взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается только на наймодателя жилого помещения, управляющую организацию, иное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом допускается уступка права (требования) по возврату такой задолженности на основании соответствующего договора только вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В случае уступки права (требования) по возврату задолженности третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, заключенный договор считается ничтожным.

Кроме того, установлено, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом (в том числе по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги) и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки"

В действующее законодательство внесены поправки, связанные с учреждением Минпросвещения России

Полномочия, ранее закрепленные законом за упраздненным Министерством образования и науки, распределены между Министерством науки и высшего образования РФ и Министерством просвещения РФ. К полномочиям последнего отнесены вопросы регулирования в сфере образования, не относящегося к высшему.

Уточнены также полномочия Рособрнадзора, касающиеся регулирования в сфере осуществления переданных полномочий.

 

Федеральный закон от 18.07.2019 N 187-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции"

Расширен перечень запретов, в отношении которых Правительство РФ вправе установить общие исключения из действия антимонопольного законодательства

Правительство РФ вправе определить случаи допустимости соглашений и согласованных действий, формально нарушающих запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию и запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России.

 

Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 875 "О переносе выходных дней в 2020 году"

Правительство РФ перенесло в 2020 году выходные дни 4 и 5 января на 4 и 5 мая соответственно

Таким образом, в 2020 году устанавливаются следующие нерабочие праздничные дни:

- с 1 по 8 января;

- с 22 по 24 февраля;

- с 7 по 9 марта;

- с 1 по 5 мая;

- с 9 по 11 мая

- с 12 по 14 июня.

- 4 ноября.

 

Распоряжение Правительства РФ от 23.07.2019 N 1637-р <О Концепции федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы">

Утверждена концепция ФЦП "Увековечение памяти погибших при защите Отечества" на 2019 - 2024 годы, с прогнозным объемом финансирования 3,9 млрд. рублей

В концепции отмечается, что на 1 января 2019 года в России насчитывается 31 078 воинских захоронений. Степень сохранности 31 процента из них оценивается как неудовлетворительная, что требует проведения работ по их восстановлению.

Концепцией предусмотрено решение следующих основных задач:

- обустройство мест захоронения останков, обнаруженных в ходе проведения поисковой работы;

- восстановление (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений;

- нанесение имен погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения по месту захоронения.

Предполагается осуществить комплекс работ по определению границ мест воинских захоронений, оборудованию могил, надгробий, мест для возложения венков, пешеходных дорожек, а также по озеленению, светотехническому оформлению и установке мемориальных сооружений на них. Планируется также проведение работ по нанесению недостающих воинских званий, фамилий и инициалов на мемориальные сооружения воинских захоронений.

 

Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2019 N 1650-р <О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 24.09.2016 N 2015-р>

Иностранные участники Международного конгресса математиков смогут посетить Россию без необходимости получать визу

Согласно Указу Президента РФ от 16.12.2015 N 626 иностранные участники отдельных международных спортивных, культурных, научных и деловых массовых мероприятий осуществляют въезд в РФ без оформления виз на основании действительных документов, удостоверяющих личность, и аккредитационного удостоверения, выданного организатором мероприятия.

В перечень таких мероприятий включен Международный конгресс математиков и сателлитные мероприятия.

Сроки безвизового пребывания таких лиц в РФ - с 1 марта 2021 года по 31 декабря 2022 года.

 

Постановление Правительства РФ от 29.07.2019 N 974 "Об утверждении перечня потенциально опасных собак"

Правительством РФ утвержден перечень потенциально опасных собак

В перечень включены 12 пород собак, а также их метисов, обладающих генетически детерминированными качествами агрессии и силы, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья людей.

Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2020 года запрещается выгул потенциально опасных собак без намордника и поводка независимо от места выгула, за исключением случаев, если такие собаки находятся на огороженной территории, принадлежащей их владельцу. При этом о наличии потенциально опасной собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на территорию.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 18.07.2019 N 177-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 части первой и статью 1252 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Ряд положений ГК РФ приведен в соответствие с новым процессуальным законодательством

В частности, в связи с заменой в ГПК РФ и АПК РФ термина "подведомственность" на термин "компетенция" соответствующие изменения вносятся в статью 11 и статью 1252 ГК РФ.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 230-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

Географическое указание станет самостоятельным объектом интеллектуальных прав, которому предоставляется правовая охрана

В перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, закрепленный в части четвертой ГК РФ, включено географическое указание, определен его правовой режим.

Географическим указанием является обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара).

Одновременно уточнено понятие "наименование места происхождения товара". Установлено, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с географическим указанием или наименованием места происхождения товара, за отдельнaыми исключениями.

Закреплены порядок государственной регистрации географического указания, его использования (определены случаи незаконного использования), прекращения правовой охраны географического указания и исключительного права на него.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 года после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

Федеральный закон от 18.07.2019 N 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С 1 октября 2019 года групповые иски появятся в гражданском процессе

Федеральным законом Гражданский процессуальный кодекс РФ дополняется новой главой 22.2 "Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц".

Предусматривается, что гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при соблюдении следующих условий: имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик; предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц; в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства; использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.

Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц допускается в случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее 20 лиц.

Федеральным законом устанавливаются требования к исковому заявлению группы лиц, положения о ведении дел в суде о защите прав и законных интересов группы лиц, закрепляются права лица, присоединившегося к требованию группы лиц, устанавливается порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, порядок подготовки названных дел к судебному разбирательству, а также требования к решению суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц.

Кроме того, в новой редакции излагается статья 225.10 АПК РФ, регулирующая групповые иски в арбитражном процессе. Устанавливается, что присоединение к групповому иску производится путем письменного заявления о присоединении соответствующему лицу либо непосредственно в арбитражный суд, если член группы лиц присоединяется к требованию после принятия группового иска к производству. Присоединение к групповому иску возможно до перехода суда к судебным прениям. Такое присоединение также может осуществляться путем заполнения формы, размещенной на сайте арбитражного суда или в системе "Мой арбитр".

Предусматривается также, что лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, и лицо (лица), присоединившееся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, как в гражданском, так и в арбитражном процессе вправе заключить в нотариальной форме соглашение, которое определяет порядок несения его сторонами судебных расходов (соглашение группы лиц). Требования об изменении и о расторжении соглашения группы лиц могут быть предъявлены только в суд, который рассматривает групповой иск.

 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Федеральный закон от 18.07.2019 N 179-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"

Осужденные смогут привлекаться к труду на участках исправительных центров и колоний-поселений, расположенных вне исправительных центров и колоний-поселений, но в пределах субъектов РФ, на территории которых они находятся

Порядок создания и функционирования указанных участков определяется Минюстом России. Типовой договор между исправительным центром (колонией-поселением) и организацией, использующей труд осужденных, находящихся на участке исправительного центра (колонии-поселения), утверждается ФСИН России.

Администрация организации, в которой работают осужденные, находящиеся на участках, расположенных вне территории исправительного центра (колонии-поселения), предоставляет этим осужденным общежития для проживания по нормам согласно УИК РФ, другие помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания наказания, а также оказывает содействие администрации исправительного центра (колонии-поселения) в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников"

Установлена уголовная ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента или его смерть

Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью пациента, будет наказываться штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее смерть пациента,  будет наказываться ограничением свободы  на

 срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Предварительное следствие по указанным делам будет производиться следователями органов внутренних дел РФ.

Кроме того, статьи 115 УК РФ "Умышленное причинение легкого вреда здоровью" и 119 УК РФ "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью" дополнены новым квалифицирующим признаком - совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 207-ФЗ "О внесении изменения в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без аккредитации в национальной системе аккредитации или в сфере техосмотра транспортных средств

Уголовная ответственность будет наступать в случаях, когда такая аккредитация обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Ответственность за это деяние аналогична уголовной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 209-ФЗ "О внесении изменений в статью 327 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Ужесточена ответственность за подделку документов и использование подложных документов

Законом внесены дополнения в статью 327 УК РФ, согласно которым подделка паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт таких документов будут наказываться ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта, а равно использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей, бланков повлечет за собой наказание в виде ограничения свободы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года.

В связи с внесением в статью 327 УК РФ указанных изменений законом также предусматриваются дополнения статей 31 и 150 УПК РФ в части определения подсудности и формы предварительного расследования по названным деяниям.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации"

СК России получил право создавать свои экспертные подразделения

Подписанный Федеральный закон относит СК России к федеральным государственным органам, в которых могут создаваться государственные судебно-экспертные учреждения и экспертные подразделения в целях организации и производства судебной экспертизы, назначенной в соответствии с законодательством.

Указанные учреждения будут проводить молекулярно-генетическую, компьютерно-техническую, видеотехническую, информационно-аналитическую, строительно-техническую, фоноскопическую, лингвистическую, финансово-аналитическую, психофизиологическую (с использованием полиграфа), почерковедческую, баллистическую, дактилоскопическую, портретную, трасологическую, пожарно-техническую, медико-криминалистическую и другие виды экспертиз.

Вместе с тем, в целях обеспечения независимости экспертных учреждений СК России устанавливается запрет на наделение сотрудников и руководителей указанных учреждений полномочиями следователей и руководителей следственных органов СК России.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. При этом устанавливается, что до создания в системе СК России судебно-экспертного учреждения, но не позднее чем до 1 января 2022 года, организацию и производство судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, в СК России могут осуществлять экспертные подразделения СК России (главное управление, управления и отделы по федеральным округам, управления и отделы по субъектам РФ), которые действуют на основе подчинения нижестоящих сотрудников и руководителей экспертных подразделений вышестоящим руководителям экспертных подразделений. Сотрудники и руководители экспертных подразделений СК России не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов СК России.

 

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный конституционный закон от 26.07.2019 N 3-ФКЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" в связи с совершенствованием примирительных процедур"

Определены полномочия Пленума Верховного Суда РФ в части проведения судебного примирения

Пленум Верховного Суда РФ наделяется полномочиями по утверждению Регламента проведения судебного примирения, а также на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов по формированию и утверждению списка судебных примирителей.

Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Установлены новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах

Законом, в частности:

в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ закреплены порядок и сроки проведения примирительных процедур (к их видам относятся проведение переговоров, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение или другие, если это не противоречит федеральному закону);

предусмотрены требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения;

предусмотрено право судьи, пребывающего в отставке, быть медиатором, судебным примирителем;

установлена процедура удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении процедуры медиации, предусмотренным Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";

к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю, отнесены нотариально удостоверенные медиативные соглашения или их нотариально засвидетельствованные копии.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

 

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Федеральный закон от 26.07.2019 N 205-ФЗ "О внесении изменений в статьи 43 и 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"

Уточнены основания освобождения прокуроров от должности

Федеральным законом вводятся следующие новые основания для увольнения прокуроров:

- отказ от назначения на должности, предложенные в связи с истечением срока полномочий или досрочным прекращением полномочий;

- отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы.

Кроме того, предусматривается, что прокуроры субъектов РФ, городов, районов и приравненные к ним специализированные прокуроры (за исключением военных прокуроров) по окончании срока полномочий по замещаемой должности, а также в случае досрочного прекращения полномочий для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы могут быть зачислены соответственно в распоряжение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта РФ, приравненной к ней специализированной прокуратуры на срок до двух месяцев.

В период нахождения в распоряжении органа прокуратуры к прокурорскому работнику могут применяться меры поощрения и дисциплинарной ответственности, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

 

ОБОРОНА

Постановление Правительства РФ от 03.07.2019 N 848 "Об утверждении Положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Военная подготовка в федеральных государственных вузах будет осуществляться в создаваемых при них военных учебных центрах

Такие центры создаются для обучения граждан РФ, учащихся по очной форме по программам военной подготовки:

- для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, после получения высшего образования;

- для подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса либо солдат, матросов запаса.

Количество граждан, проходящих военную подготовку, устанавливается Минобрнауки России и федеральным органом - учредителем вуза на основании предложений Минобороны России.

Военная подготовка проводится по конкретным военно-учетным специальностям в соответствии с программами военной подготовки.

В филиале вуза допускается осуществление военной подготовки, если в нем имеются структурное подразделение военного учебного центра и учебно-материальная база.

Общее руководство военной подготовкой осуществляет ректор вуза. Непосредственное управление деятельностью центра осуществляет его начальник, который организует учебную, методическую и воспитательную работу, дополнительное профессиональное образование работников, развитие и совершенствование учебно-материальной базы. Начальник непосредственно подчиняется ректору, а по отдельным вопросам - уполномоченным должностным лицам Минобороны России.

Финансовое обеспечение обучения граждан в центре, кроме учебных сборов (стажировок), производится федеральными органами власти - учредителями вузов. Материально-техническое обеспечение военной техникой осуществляется Минобороны России.

Контроль организации деятельности центров и проведения военной подготовки осуществляется комиссиями Минобороны России в соответствии с планом проверок, согласованным с Минобрнауки России и утвержденным Министром обороны РФ, в порядке, установленном совместно Минобороны и Минобрнауки.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 06.03.2008 N 152 "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования".

 

Федеральный закон от 03.07.2019 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих"

Скорректирован порядок возмещения расходов на перевозку военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей

Ранее было установлено, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством РФ.

Согласно внесенным настоящим Федеральным законом изменениям возмещение указанных расходов осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Федеральный закон от 03.07.2019 N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

Подписан закон, направленный на повышение эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В частности, уточняются:

состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

условия установления и порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации;

полномочия Правительства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части принятия решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального, межмуниципального и муниципального характера, планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях оперативной выплаты пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций гражданам за счет средств бюджетов субъектов РФ единовременной материальной помощи, финансовой помощи и единовременных пособий, выплата которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматривается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять указанные расходы в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных субъектами РФ расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

 

Указ Президента РФ от 18.07.2019 N 347 "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные на территориях г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области"

С 1 октября 2019 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вводится режим электронной визы для иностранных граждан

Установлено, что въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан через пункты пропуска через государственную границу РФ, расположенные на территориях г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, может осуществляться на основании обыкновенных однократных деловых, туристических и гуманитарных виз в форме электронных документов.

Электронная виза выдается на основании решения МИД России не позднее чем за четыре календарных дня до предполагаемой даты въезда в РФ на срок до 30 календарных дней с разрешенным сроком пребывания в РФ не более восьми суток. За выдачу электронных виз консульский сбор не взимается.

Правительство РФ определит в том числе особенности оформления электронных виз иностранным гражданам и их въезда в РФ через пункты пропуска на основании электронных виз, перечни иностранных государств, граждане которых могут осуществлять въезд в РФ и выезд из РФ через пункты пропуска на основании электронных виз.

Порядок въезда и выезда иностранных граждан, установленный данным Указом, применяется до введения федеральным законом действующей на всей территории РФ единой электронной однократной визы, на основании которой иностранные граждане смогут въезжать в РФ на короткий срок.

Указ вступил в силу со дня его официального опубликования.

 

Приказ МВД России от 29.03.2019 N 205 "О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности"

Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115.

Обновлен порядок исполнения обязанностей участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке

Устанавливается, что основными формами несения службы участковым уполномоченным полиции являются:

профилактический обход административного участка;

рассмотрение обращений граждан;

индивидуальная профилактическая работа;

прием граждан;

отчеты перед населением о проделанной работе.

Свою деятельность при несении службы участковый уполномоченный полиции осуществляет на обслуживаемой территории либо в служебном помещении, расположенном на административном участке - участковом пункте полиции.

Служебные обязанности и права участкового уполномоченного полиции конкретизируются в должностном регламенте (должностной инструкции).

Утратившим силу признается Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" с внесенными в него изменениями.

 

Приказ МВД России от 18.03.2019 N 142 "Об утверждении формы уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания, перечня содержащихся в нем сведений, требований к его оформлению, порядка его направления в орган миграционного учета, в том числе в форме электронного документа, срока хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи"

Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2019 N 55275.

МВД России утверждена форма уведомления об убытии иностранца из места пребывания

Согласно Закону о миграционном учете при убытии иностранца из гостиницы, кемпинга, медицинской организации их администрация обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия, уведомить об этом орган миграционного учета. Получение такого уведомления подразделением по вопросам миграции является основанием для снятия иностранца с учета по месту пребывания.

Форма содержит сведения:

- о лице, подлежащем снятию с учета (ФИО, дата рождения, дата убытия из места пребывания);

- о месте пребывания, из которого лицо, подлежащее снятию с учета, убыло;

- о принимающей стороне (ФИО, документ, удостоверяющий личность, номер телефона (при наличии) и др.).

При заполнении уведомления исправления не допускаются.

Лицо, подающее уведомление, обязано представить уполномоченному должностному лицу подразделения по вопросам миграции, МФЦ или почты документ, удостоверяющий его личность. При направлении уведомления почтовым отправлением бланк заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится на почте. При наличии технической возможности передачи МФЦ копии уведомления в подразделение по вопросам миграции в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, она передается в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия уведомления, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо единой информационно-технологической инфраструктуры государственной системы миграционного и регистрационного учета.

Срок хранения в МФЦ и на почте копии уведомления составляет один год.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Правительства РФ от 27.06.2019 N 820 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти"

С 1 октября 2019 года на 4,3% будут повышены размеры окладов военнослужащих и сотрудников силовых органов

Федеральными законами от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством РФ.

Настоящим Постановлением, с учетом уровня инфляции, составляющего 1,043, с 1 октября 2019 года на 4,3% будут повышены размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, таможенных органов РФ и лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи.

 

Постановление Правительства РФ от 27.07.2019 N 972 "О внесении изменения в перечень особых условий службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы"

Определен размер надбавки к должностному окладу служащих МВД России и Росгвардии в Республике Крым и г. Севастополе

Устанавливается, что за службу в органах внутренних дел, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, подразделениях (органах) и организациях войск Росгвардии в г. Севастополе и Республике Крым устанавливается надбавка в размере до 65% от должностного оклада.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

 

Постановление Правительства РФ от 30.07.2019 N 975 "Об утверждении Правил определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии"

Правительством РФ вводится единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах РФ

Утверждены правила, предусматривающие определение величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ с применением формулы для ее расчета.

При исчислении величины прожиточного минимума пенсионера в регионе учитывается в том числе показатель величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ на очередной финансовый год, соответствующий базовому варианту проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

Значение величины регионального прожиточного минимума пенсионера учитывается при

 

Приказ Минтруда России от 02.07.2019 N 461н "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2019 года"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2019 N 55331.

Увеличен прожиточный минимум за I квартал 2019 года

Величина прожиточного минимума установлена в целом по РФ: на душу населения 10753 рубля, для трудоспособного населения - 11653 рубля, пенсионеров - 8894 рубля, детей - 10585 рублей (для сравнения, за IV квартал 2018 года: на душу населения 10213 рублей, для трудоспособного населения - 11069 рублей, пенсионеров - 8464 рубля, детей - 9950 рублей).

установлении социальной доплаты к пенсии на очередной финансовый год.

 

СПОРТ. МЕДИЦИНА. ЗДОРОВЬЕ

Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2019 N 1391-р <О проведении в 2019 и 2020 годах Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации>

В 2019 и 2020 годах будет проводиться Всероссийская диспансеризация взрослого населения

Органам государственной власти субъектов РФ предписано организовать проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Контроль за проведением Всероссийской диспансеризации будут осуществлять ФФОМС и Росздравнадзор.

 

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

Приказ Рособрнадзора от 26.06.2019 N 876 "Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета"

Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2019 N 55347.

Минимальное количество баллов ЕГЭ по китайскому языку, необходимое для поступления на бакалавриат и специалитет, составляет 22 балла

Такое же минимальное количество баллов ЕГЭ по данному предмету подтверждает освоение образовательной программы среднего общего образования.

По остальным общеобразовательным предметам Рособрнадзор сохранил ранее установленные минимальные значения количества баллов ЕГЭ, подтверждающие освоение образовательной программы среднего общего образования, а также необходимые для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (приказ Рособрнадзора от 18.11.2016 N 1967, которым были утверждены ранее действовавшие минимальные баллы, признан утратившим силу).

Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 03.07.2019 N 156-ФЗ "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности"

Россия приостановила действие советско-американского договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, в качестве ответной меры на действия США

Речь идет о Договоре между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, подписанном в г. Вашингтоне 8 декабря 1987 года.

Решение о возобновлении Российской Федерацией действия указанного Договора принимается Президентом РФ.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 N 196-ФЗ "О ратификации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму"

Россией ратифицирована Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, подписанная от имени РФ 9 июня 2017 года в Астане

Участниками ШОС являются Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.

Конвенция определяет экстремизм как идеологию и практику, направленные на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов путем насильственных и иных антиконституционных действий.

Конвенцией предложен перечень мер по противодействию экстремизму на национальном уровне, определены перечень деяний экстремистского характера, за совершение которых стороны обязуются установить гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, и меры, направленные на предупреждение и пресечение участия юридических лиц в экстремистской деятельности, а также определен порядок выдачи, передачи осужденных и оказания компетентными органами сторон взаимной помощи по вопросам, входящим в сферу применения Конвенции.

 

Указ Президента РФ от 25.07.2019 N 357 "Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"

Президентом РФ частично возобновлено действие соглашения России с Турцией от 12 мая 2010 года об условиях взаимных поездок граждан двух стран

Действие данного соглашения было приостановлено с 1 января 2016 года Указом Президента РФ от 28.11.2015 N 583 в связи с недружественными действиями Турции в отношении российского боевого самолета.

Теперь действие соглашения возобновлено для граждан Турции, осуществляющих поездки в РФ, имеющих действительные служебные и специальные паспорта.

Данное положение справедливо при условии принятия Турцией на основе принципа взаимности аналогичных мер в отношении граждан России, осуществляющих поездки в Турцию, имеющих действительные служебные паспорта.

 

"Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальдивской Республики о взаимной отмене визовых требований для граждан Российской Федерации и граждан Мальдивской Республики" (Заключено в г. Москве 25.06.2019)

Россияне смогут посещать Мальдивы без виз на срок не более 90 дней

Соглашение о взаимном безвизовом режиме с Мальдивами было заключено 25 июня 2019 года в Москве. Оно предусматривает освобождение от требований получения виз для въезда, пребывания, выезда или следования транзитом через Мальдивы на указанных срок для граждан РФ - владельцев проездных документов, не имеющих намерения работать, учиться или проживать там.

Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты его подписания и заключается на неопределенный срок. Каждая из сторон может прекратить его действие путем письменного уведомления об этом другой стороны. Соглашение прекращает свое действие по истечении 60 дней с даты получения такого уведомления.

 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Федеральный закон от 26.07.2019 N 231-ФЗ "О внесении изменения в статью 136 Трудового кодекса Российской Федерации"

Срок сообщения работодателю об изменении кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата работника, увеличен с 5 рабочих дней до 15 календарных дней

Увеличенный срок позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, независящих от него (например, из-за необходимости технической обработки большого количества подобных заявлений).

 

Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2019 N 1605-р <Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров>

Правительством РФ утверждены нормативы обеспеченности регионов лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием

Нормативы устанавливают для субъектов РФ:

- минимальное количество лесопожарных формирований;

- их минимальную численность (в том числе - лесных пожарных, пожарных десантников и парашютистов);

- минимальное количество лесопожарных станций (по типам) и авиаотделений;

- минимальное обеспечение пожарной техникой, оборудованием и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем (по типам).

 

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"

В Бюджетный кодекс РФ внесены изменения, направленные на повышение эффективности финансового контроля (аудита)

Основными направлениями вносимых изменений являются:

- уточнение полномочий участников бюджетного процесса по организации и проведению государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, определение целей, задач и порядка осуществления соответствующих видов контроля;

- формирование федеральной системы стандартов внутреннего финансового аудита. Минфин России наделен полномочиями по установлению федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (ФСВФА), методическому обеспечению его осуществления. ФСВФА должны содержать принципы, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;

- определение требований к порядку проведения мониторинга качества финансового менеджмента (порядком должны определяться в том числе правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации для его проведения);

- усиление контроля за соблюдением положений правовых актов, обуславливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по выплатам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных средств;

- совершенствование порядка применения бюджетных мер принуждения.

 

<Письмо> ФНС России от 25.06.2019 N БС-4-21/12286@ "О "беззаявительном" порядке предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц"

Льготы физлицам по земельному налогу и налогу на имущество предоставляются без получения от них соответствующего заявления

То есть если от налогоплательщика не поступило заявление об отказе от льготы, она предоставляется в "беззаявительном" порядке на основании сведений, полученных налоговым органом по межведомственному взаимодействию.

При этом обращено внимание на то, что такой порядок предоставления льготы не зависит от того, на каком уровне она установлена (федеральном или местном).

 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 30.07.2019 N 256-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Закреплено право автовладельцев на получение автомобильных номеров в регистрационном подразделении либо у их изготовителя

Порядок получения государственных регистрационных знаков в этом случае будет устанавливаться Правительством РФ после присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера.

Кроме того:

регламентирован предмет государственного контроля за деятельностью изготовителя госномеров и за деятельностью специализированной организации, а также основания для проведения в отношении них внеплановых проверок (при этом плановые проверки не проводятся);

установлено, что при осуществлении госконтроля и надзора за деятельностью специализированной организации и изготовителя госномеров применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом;

уточнены основания для прекращения статуса специализированной организации, основания для прекращения статуса изготовителя госномеров;

предусмотрено полномочие Правительства РФ устанавливать порядок принятия новым собственником отчуждаемого транспортного средства с имеющимся государственным регистрационным номером;

в перечень регистрационных действий включено оформление регистрационного документа на транспортное средство в связи с вывозом его за пределы РФ, а также на шасси транспортного средства, перегоняемое к конечным производителям или в связи с вывозом его за пределы РФ;

скорректированы действия регистрирующего органа при регистрации транспортных средств, основания для проведения осмотра транспортного средства, регистрационные данные транспортного средства, перечень документов, необходимых для совершения регистрационных действий, случаи запрета совершения регистрационных действий и основания для отказа в их совершении;

уточнен порядок государственной регистрации самоходных машин и других видов техники;

срок вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перенесен на 1 января 2020 года.

 

Постановление Правительства РФ от 27.07.2019 N 973 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации"

Операторы электронных площадок не вправе взимать с участников закупок плату за предоставление первичных учетных документов

Постановлением, в том числе:

установлен запрет взимания операторами электронных площадок платы за предоставление лицу, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, первичных учетных документов, предусмотренных законодательством о бухучете и составленных в форме электронного документа;

в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающего снятие ограничений для закупки по цене единицы товаров (работ, услуг), внесены соответствующие поправки в ряд актов Правительства РФ;

предусмотрено размещение в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, электронного образа бумажного документа, созданного, в том числе, посредством его сканирования, или в форме электронного документа, если документ сформирован в электронном виде;

признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 "О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения" в связи с исключением обязанности по составлению заказчиками отдельного отчета об исполнении контракта и его размещению в ЕИС в сфере закупок.

 

Постановление Правительства РФ от 20.07.2019 N 947 "О внесении изменений в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"

Актуализирован порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков по госконтрактам

Скорректированы случаи направления в контрольный орган информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также перечень направляемых документов.

Сокращен с 10 до 5 рабочих дней срок проверки уполномоченным органом информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Постановление Правительства РФ от 20.07.2019 N 948 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186"

Установлен предельный размер цены контракта, при достижении или превышении которой существенные условия контракта на работы по строительству отдельных объектов могут быть изменены

Предельный размер цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, могут быть изменены в случае возникновения независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, равен 100 млн. рублей.

 

Постановление Правительства РФ от 18.07.2019 N 920

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005"

Расширен перечень обязательных сведений, содержащихся в банковской гарантии, используемой для целей госзакупок

В ней должны быть закреплены права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требований к гарантийному сроку и/или объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товара (гарантийные обязательства), обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения гарантийных обязательств, в порядке и размере, установленными в контракте в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

 

Информация Роспотребнадзора "Об особенностях предъявления требований в отношении недостатков товара"

Роспотребнадзор разъяснил сроки, в течение которых потребитель вправе требовать ремонта, обмена или возврата товара

Сообщается, что действующее законодательство различает сроки годности, сроки службы и гарантийные сроки на товары.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Однако, для сезонных товаров (обувь, одежда) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей. Если продажа товара осуществляется дистанционным способом, через интернет, по почте либо каким-либо другим способом, то гарантийный срок товара исчисляется со дня доставки товара.

Если на товар не установлен срок годности или гарантийный срок, потребитель вправе предъявить свои требования изготовителю или продавцу в пределах двух лет со дня передачи товара, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В случае, если товары доставлялись в один день, а устанавливались или подключались в другой, гарантийный срок исчисляется со дня, когда появилась возможность полноценно использовать товар. Но, если товар приобретался у одного продавца, а установку и сборку через некоторое время осуществляет другая организация, то сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на само изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, то потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

В случае обнаружения в товаре недостатков после того, как прошел его гарантийный срок, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования по замене, ремонту или возврату товара, если сможет доказать, что недостатки товара возникли до его передачи или по причинам, возникшим до этого момента.

Если же недостатки существенные (т.е. они не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения) и потребитель докажет, что они возникли до передачи товара, то даже в случае, если прошло более двух лет со дня передачи товара, но срок службы товара не истек, потребитель также можете предъявить претензию изготовителю, импортеру либо продавцу. Однако, в таком случае со дня передачи товара должно пройти не более десяти лет.

При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на них устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные, следовательно, гарантийный срок исчисляется со дня выдачи этого товара по окончании ремонта.

 

<Информация> Роспотребнадзора <О возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей к покупкам в зарубежных Интернет-магазинах>

Роспотребнадзор информирует о возможности применения российского законодательства о защите прав потребителей при покупках в иностранных интернет-магазинах

Сообщается, что на сайте Верховного Суда РФ опубликовано Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24 "О применении норм международного частного права судами Российской Федерации", которым разъясняется, на что ориентироваться судам при рассмотрении дел, в которых российские потребители подают иск против иностранного интернет-магазина или онлайн-площадки, оказывающей трансграничные услуги.

В частности:

потребитель в российском суде освобождается от уплаты государственной пошлины (по искам до 1 млн. рублей), а с продавца подлежит взысканию штраф за невыполнение добровольно законных требований покупателя;

сайт в сети Интернет может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если одним из его языков является русский язык, цены приведены в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами или имеются другие аналогичные доказательства (например, владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта у российских пользователей сети Интернет);

суд, рассматривающий дело, вправе по своей инициативе обеспечить защиту прав потребителя, предоставляемую императивными нормами права страны места жительства потребителя.

 

Приказ Минстроя России от 21.06.2019 N 353/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2019 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2019 года"

Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2019 N 55126.

Увеличен норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по РФ на II полугодие 2019 года

Норматив утвержден в размере 45133 рубля (в I полугодии 2019 года указанный норматив составлял 43374 рубля).

Кроме того, установлены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на III квартал 2019 года, которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета социальных выплат для всех категорий граждан, которым они предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета (например, по г. Москве - 99378 рублей, по Московской области - 61040 рублей, г. Санкт-Петербургу - 76142 рубля).

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России