обзор за январь 2019

Обзор изменений в законодательстве Российской Федерации в январе 2019 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Указ Президента РФ от 01.01.2019 N 1 "О внесении изменения в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082"

На Минобороны России возложены дополнительные полномочия

Установлено, что Минобороны России:

определяет порядок изготовления и правила ношения предметов формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков отдельных категорий курсантов и гражданского персонала Военно-Морского Флота,

определяет порядок организации обеспечения указанными предметами формы одежды и знаками,

утверждает нормы снабжения имуществом и техническими средствами вещевой службы, описание предметов вещевого имущества,

определяет правила владения и пользования вещевым имуществом,

устанавливает порядок банно-прачечного обслуживания отдельных категорий курсантов и гражданского персонала Военно-Морского Флота.

 

Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 N 34 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

Расширен перечень мероприятий в сфере здравоохранения, по которым субъекты РФ будут субсидироваться из федерального бюджета

Утверждены правила предоставления в рамках госпрограммы "Развитие здравоохранения" федеральных субсидий на:

1) предупреждение и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями:

- закупку диагностических средств для выявления туберкулеза и мониторинга лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя;

- закупку диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и (или) C;

- повышение информированности граждан по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, а также заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией;

2) капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности, предназначенные для борьбы с онкологическими заболеваниями и развития детского здравоохранения;

3) на закупку авиационных работ для оказания помощи авиамедицинской выездной бригадой скорой медицинской помощи;

4) оказание гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования;

5) развитие материально-технической базы детских поликлиник и поликлинических отделений: обеспечение их медицинскими изделиями и созданием в них организационно-планировочных решений внутренних пространств, обеспечивающих комфортность, включая оснащение входа автоматическими дверями, крытую колясочную, отдельный вход для больных детей, открытую регистратуру с инфоматом, электронное табло с расписанием приема врачей, колл-центр, игровую зону для детей, кабинет неотложной помощи детям, систему навигации, зону комфортного пребывания в холлах;

6) единовременные компенсационные выплаты медработникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тысяч человек;

7) развитие системы паллиативной медицинской помощи:

- обеспечение лекарственными препаратами, в том числе для обезболивания;

- обеспечение медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, медицинскими изделиями, в том числе для использования на дому;

8) реализацию региональных проектов в рамках создания единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения, в том числе - закупку:

- серверного, информационно-телекоммуникационного оборудования и иных комплектующих;

- услуг по разработке медицинских информационных систем, а также государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов РФ;

9) развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов или офисов врачей общей практики в сельской местности.

 

Постановление Правительства РФ от 22.01.2019 N 23 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"

Расширен перечень мероприятий в сфере развития образования, по которым регионы смогут получить федеральные субсидии

Теперь субсидии предоставляются, в том числе, на:

1) реализацию мероприятий федеральных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы", "Социальная активность", в частности, на:

- обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков;

- поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание центров выявления и поддержки одаренных детей;

- создание новых мест дополнительного образования детей;

- внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;

- создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов;

- создание сети ресурсных центров по поддержке добровольчества;

- реализация практик поддержки и развития волонтерства;

2) создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности;

3) модернизацию инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах РФ;

4) модернизацию инфраструктуры дошкольного образования (строительство зданий дошкольных организаций и т.п.);

5) создание в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирования условий для получения качественного общего образования до 2025 года.

Кроме того, предусмотрена выдача грантов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках реализации отдельных мероприятий национальных проектов "Образование" и "Цифровая экономика". Цель грантов - реализация пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка", а также господдержка НКО в целях оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей, в рамках федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей".

 

Постановление Правительства РФ от 25.01.2019 N 35

"Об утверждении Правил предоставления в 2019 - 2024 годах субсидий из федерального бюджета некоммерческой организации на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография"

Союзу "Ворлдскиллс Россия" будут предоставлены федеральные субсидии на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста

Субсидии будут предоставляться для организации обучения, формирования индивидуальных рекомендаций лицам предпенсионного возраста в соответствии с их профессиональными компетенциями, проведения чемпионатов профессионального мастерства для людей старше 50 лет "Навыки мудрых".

В 2019 - 2024 годах предусмотрено ежегодное направление 25 тыс. таких граждан на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.

Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года была утверждена Распоряжением Правительства от 30.12.2018 N 3025-р. В ее рамках предусмотрено в том числе обучение граждан предпенсионного возраста по международным профессиональным стандартам с использованием инфраструктуры Союза "Ворлдскиллс Россия".

Финансово-экономическое обоснование необходимого размера субсидии на текущий финансовый год и плановый период направляется заявителем в Роструд при заключении договора о предоставлении субсидии.

 

Постановление Правительства РФ от 25.01.2019 N 40 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"

Определены правила предоставления субсидий регионам на развитие физкультуры и спорта

Субсидии предоставляются на:

1) приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние по следующим направлениям:

- развитие материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва;

- совершенствование спортивной подготовки по хоккею;

2) оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием по следующим направлениям:

- создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование ГТО;

- создание или модернизация физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта;

- создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.

3) создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной (муниципальной) собственности для занятий физкультурой и спортом (при этом объекты спорта могут создаваться в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства).

4) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в рамках реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография".

Субсидии предоставляются на основании соглашения, подготавливаемого и заключаемого в государственной системе "Электронный бюджет". Установлены правила расчета размера субсидий.

Уточнено, что оценка эффективности использования субсидии осуществляется Минспортом России на основе установленного соглашением и фактически достигнутого результата использования субсидии в отчетном финансовом году.

Признаны утратившими силу утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 302:

- Правила предоставления субсидий в целях софинансирования капитальных вложений в объекты региональной (муниципальной) собственности, не включенные в ФЦП, в рамках госпрограммы "Развитие физической культуры и спорта";

- Правила предоставления субсидий на приобретение оборудования для физкультурно-оздоровительных комплексов, включая металлоконструкции и металлоизделия.

 

Постановление Правительства РФ от 28.01.2019 N 47 "О внесении изменения в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг"

Продлен срок, в течение которого сотрудники МВД России будут осуществлять оформление и выдачу биометрических загранпаспортов на территории МФЦ

Установлено, что организация предоставления указанной государственной услуги, оказываемой МВД России и определенной пунктом 4(6) Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления", будет осуществляться в многофункциональных центрах сотрудниками МВД России до 1 февраля 2020 г. Согласно действующей редакции данная деятельность осуществляется сотрудниками МВД России до 1 февраля 2019 г.

 

Постановление Правительства РФ от 25.01.2019 N 41 "О внесении изменений в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Закреплен запрет установления заказчиком не предусмотренных Законом о контрактной системе критериев оценки заявок, окончательных предложений при проведении запроса предложений в сфере госзакупок

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд приведены в соответствие с Федеральным законом от 03.08.2018 N 311-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Этим Законом было установлено, что заказчик не вправе определять по своему усмотрению не предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также обязан применять величины значимости критериев. Такими критериями являются, в том числе, цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки.

 

Постановление Правительства РФ от 28.01.2019 N 50 "О внесении изменения в Правила продажи отдельных видов товаров"

С 1 июля 2019 года изменяется порядок продажи молочной продукции

Согласно дополнению, внесенному в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 июля 2019 года.

 

<Письмо> Минтруда России от 24.12.2018 N 18-2/10/В-10446 "О Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки"

Минтруд России проинформировал о новациях в порядке представления сведений о доходах, расходах, имуществе и заполнения соответствующей справки в 2019 году

В частности, сообщается, что Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки для использования в ходе декларационной кампании 2019 года (за отчетный 2018 год) дополнены порядком представления уточненных сведений, а также случаями, когда те или иные денежные средства признаются либо не признаются доходом для целей антикоррупционного законодательства.

Также уточнены положения Методических рекомендаций, касающиеся заполнения сведений о счетах в банках и иных кредитных организациях, а кроме того, указано на необходимость представления справок с использованием специального программного обеспечения "Справки БК" в случаях, установленных нормативными правовыми актами.

 

ОБОРОНА

Указ Президента РФ от 26.01.2019 N 18 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"

Некоторые акты Президента РФ приведены в соответствие с действующим законодательством РФ о военной подготовке в ВУЗах

Федеральным законом от 03.08.2018 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования" предусматривается создание взамен существующих видов структурных подразделений военной подготовки в ВУЗах - учебных военных центров, факультетов военного обучения (военных кафедр), единых структурных подразделений - военных учебных центров.

Настоящим Указом изменения, отражающие создание указанных единых структурных подразделений ВУЗов по вопросам военной подготовки, вносятся в:

Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы";

Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации";

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации";

Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах".

Указ вступает в силу с 31 января 2019 года.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Указ Президента РФ от 22.01.2019 N 14 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 г. N 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства"

Запрещена установка спецсигналов на автомобили аварийно-спасательных служб и формирований, не входящих в систему МЧС России

Уточнено, что спецсигналами при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств оборудуются транспортные средства профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан. Вместе с тем теперь запрещена установка спецсигналов на легковые транспортные средства профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, не входящих в систему МЧС России, при наличии специальных цветографических схем.

 

Приказ Минпромторга России от 08.08.2018 N 3135 "Об утверждении порядка и условий хранения гражданского и служебного оружия и патронов в процессе их производства"

Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2019 N 53564.

Установлены правила и условия хранения гражданского, служебного оружия и патронов при их производстве

Хранение оружия и патронов в процессе их производства включает в себя, в том числе следующие мероприятия:

по хранению оружия и его основных частей при их запуске в производство;

по хранению запускаемых в производство и отбракованных основных частей оружия;

по хранению оружия и его основных частей на рабочих местах, при ремонте оружия, при его сборке и упаковке;

по фиксации информации о хранимом оружии и его составных частях в процессе производства и др.

Юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие исследование, разработку, испытание, изготовление, а также художественную отделку и ремонт оружия, его основных частей, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей и обладающие соответствующими лицензиями, должны обеспечивать контроль наличия и сохранности оружия и патронов в процессе их производства в соответствии с утвержденным Порядком и условиями хранения.

 

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Постановление Правительства РФ от 19.01.2019 N 14 "О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы"

При продлении иностранцем обыкновенной российской учебной визы цель поездки может быть изменена

Это допускается в случаях его приема в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме:

- по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, после завершения обучения в федеральной государственной образовательной организации на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке;

- по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию.

 

Распоряжение Минобрнауки России от 28.12.2018 N 90-р "О формировании Перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук"

Обновлен перечень рецензируемых научных изданий для публикации научных результатов диссертаций

Новый Перечень содержит 1934 издания, по каждому из которых определены научные специальности и отрасли науки, по которым издание включается в перечень.

Перечень формируется Минобрнауки России на основании рекомендаций Высшей аттестационной комиссии с целью повышения качества диссертационных исследований путем развития механизма профессионального и общественного обсуждения их научных результатов.

 

<Письмо> Минобрнауки России от 21.01.2019 N МН-2.1/222 "О применении актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования"

Начиная с 1 января 2019 года образовательные организации по ряду специальностей принимают на первый курс только в соответствии с ФГОС, актуализированными на основе профессиональных стандартов

Минобрнауки России напоминает, что в период с 2017 по 2018 годы такие актуализированные ФГОС были утверждены по ряду направлений подготовки и специальностей.

Лица, зачисленные на обучение ранее указанной даты в соответствии с предшествующими ФГОС, продолжают обучение согласно им (норма также распространяется на лиц, зачисляемых в порядке восстановления и порядке перевода из другой образовательной организации). Вместе с тем организации вправе осуществлять обучение таких лиц, в соответствии с актуализированными ФГОС, с их согласия.

На специальности, по которым отсутствуют актуализированные ФГОС, прием на обучение и образовательный процесс осуществляются в соответствии с предшествующими ФГОС.

Сообщается также, что при разработке образовательных программ для лиц, принимаемых на обучение, организации учитывают примерные основные образовательные программы, внесенные в специальный реестр не позднее года, предшествующего году, в котором осуществляется прием (т.е. при приеме на обучение в 2019 году - программы, внесенные в реестр в 2018 году).

 

Приказ Минпросвещения России от 17.12.2018 N 315 "О внесении изменений в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 115"

Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2019 N 53352.

Для получения аттестата с отличием необходимо набрать на ЕГЭ по русскому языку и профильной математике не менее 70 баллов на каждом экзамене

В случае прохождения экзамена по математике базового уровня необходимо будет набрать 5 баллов.

Выпускникам 9 класса аттестат с отличием будет выдаваться в случае, если они набрали по сдаваемым учебным предметам минимальное количество первичных баллов, определенное региональным органом власти в сфере образования.

Уточнено также, что в аттестатах названия учебных предметов "Родной язык", "Родная литература", "Второй иностранный язык" уточняются записью в скобках, указывающей, какой родной или иностранный язык изучался выпускником.

 

Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

Минпросвещения России обновлен федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в школах

Признан не подлежащим применению Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253, которым был утвержден ранее действующий перечень.

Школы вправе в течение трех лет использовать приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из старого перечня.

 

Приказ Минпросвещения России от 26.11.2018 N 243 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36"

Зарегистрировано в Минюсте России 21.01.2019 N 53458.

Порядок учета индивидуальных достижений и оценок в школьном аттестате при приеме на обучение по программам среднего профессионального образования устанавливается образовательными организациями самостоятельно

Определено, что результаты освоения поступающими программы основного общего или среднего общего образования, указанные в документах об образовании, учитываются по общеобразовательным предметам.

Результаты индивидуальных достижений и (или) наличие договора о целевом обучении учитываются при равенстве указанных результатов. При наличии результатов индивидуальных достижений и договора о целевом обучении учитывается в первую очередь договор.

Установлено, что учитываются следующие результаты индивидуальных достижений:

1) наличие статуса победителя и призера в олимпиадах и иных интеллектуальных или творческих мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям спортом, интереса к научной, инженерно-технической, творческой деятельности;

2) наличие статуса победителя и призера чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс";

3) наличие у поступающего статуса победителя и призера чемпионата профессионального мастерства, проводимого союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" либо международной организацией "WorldSkills International".

 

<Письмо> Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 "О направлении информации"

Минпросвещения России даны разъяснения по получению образования на родных языках народов РФ, изучению таких языков, в том числе русского как родного

Граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ, а также право на изучение родного языка из числа указанных языков в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализация данных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с ФГОС.

Ранее в ФГОС были внесены изменения, предусматривающие выделение предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" как самостоятельных и обязательных для изучения. По ФГОС в 2018/2019 учебном году обучаются учащиеся 1 - 8 классов. Введение ФГОС в штатном режиме на уровне среднего общего образования в 10 классах начнется с 2020/2021 учебного года.

Отмечается, что недопустимо изучать учебные предметы "Родной язык" и "Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература" (предметная область "Родной язык и литература") за счет учебного времени, отведенного на изучение учебных предметов "Русский язык" и "Литература" (предметная область "Русский язык и литература"), а также использовать время, отведенное на изучение учебных предметов "Родной язык" и "Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература" (предметная область "Родной язык и литература"), для подготовки к любым формам государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).

Примерная рабочая программа по учебному предмету "Русский родной язык" для организаций, реализующих программы основного общего образования, по результатам экспертизы одобрена решением ФУМО по общему образованию от 31 января 2018 года и размещена на сайте fgosreestr.ru в разделе "Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)". В 2019 году ФУМО по общему образованию планирует одобрить и разместить на сайте fgosreestr.ru примерные рабочие программы учебных предметов "Русский родной язык" и "Литературное чтение на русском родном языке" для организаций, реализующих программы начального общего образования, примерную рабочую программу учебного предмета "Русская родная литература" для организаций, реализующих программы основного общего образования.

 

<<Письмо> Рособрнадзора от 29.12.2018 N 10-987 <О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году>

Рособрнадзором подготовлены методические документы для использования при проведении государственной итоговой аттестации после 9 и 11 классов в 2019 году

Речь идет, в том числе:

- о правилах заполнения бланков ЕГЭ;

- об образце заявления на участие в ЕГЭ;

- о методических рекомендациях по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;

- о сборнике форм для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Предусматривается, что методические документы могут быть доработаны региональными органами власти, но вносимые дополнения не должны противоречить действующим нормативным правовым актам.

 

Методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году> (приложения 1 - 14 к письму Рособрнадзора от 29.12.2018 N 10-987)

Рособрнадзором подготовлены, в том числе, рекомендации по проведению итогового собеседования по русскому языку для учеников 9 классов в целях их допуска к государственной итоговой аттестации

Определено, что собеседование проводится во вторую среду февраля в образовательных организациях и (или) в местах проведения, определенных региональными органами власти в сфере образования. Для участия в собеседовании обучающиеся подают заявление (форма приведена в приложении) и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации не позднее чем за две недели до начала его проведения.

Обеспечение комплектами тем, текстов и заданий итогового собеседования осуществляет Рособрнадзор. В день проведения собеседования не позднее 08:00 по местному времени технический специалист получает с Интернет-ресурса (htopic9.rustest.ru) и тиражирует материалы для проведения итогового собеседования.

Собеседование начинается в 09:00 по местному времени. Продолжительность собеседования для каждого участника составляет в среднем 15 минут. Задания собеседования включат в себя:

- чтение текста вслух;

- пересказ текста с включением приведенного высказывания;

- монологическое высказывание.

Зачет выставляется участникам, набравшим минимальное количество баллов, определенное критериями, приведенными в приложении к рекомендациям.

Проверка и оценивание итогового собеседования должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты его проведения.

Утверждены также инструкции для лиц, участвующих в организации собеседования.

 

"Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2019 году" (приложение 1 к письму Рособрнадзора от 21.01.2019 N 10-32)

Рособрнадзором подготовлены методические рекомендации по проведению ЕГЭ в 2019 году

Положения рекомендаций касаются, в том числе:

- организационно-технологических мероприятий, проводимых в пунктах проведения экзаменов (ППЭ) накануне экзамена;

- организации и проведения ЕГЭ с использованием печати полного комплекта экзаменационных материалов;

- особенностей организации и проведения ЕГЭ для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

- особенностей организации ППЭ на дому, в медицинской организации;

- организации и проведения ЕГЭ в ППЭ, организованных в труднодоступных и отдаленных местностях;

- доставки экзаменационных материалов ЕГЭ в ППЭ;

- порядка перевода бланков ответов участников ЕГЭ в электронный вид;

- передачи экзаменационных материалов из ППЭ в региональный центр обработки информации;

- особенностей подготовки и проведения ЕГЭ по иностранным языкам;

- проведения ЕГЭ в ППЭ с использованием экзаменационных материалов на бумажных носителях.

В рекомендациях приведены: инструкции для лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ в ППЭ (в т.ч. для технического специалиста, члена ГЭК, руководителя ППЭ, организаторов в аудитории и вне аудитории, работников по обеспечению охраны, медицинского работника); регламентные сроки осуществления этапов подготовки и проведения экзамена в ППЭ; образцы заявления на участие в ЕГЭ и согласия на обработку персональных данных, а также памятка о правилах проведения ЕГЭ в 2019 году (для ознакомления участников экзамена/ родителей (законных представителей) под подпись.

 

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Приказ Минкомсвязи России от 29.10.2018 N 571

"Об утверждении Требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым организатором распространения информации в сети "Интернет" в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач"

Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2018 N 53207.

 

Установлены требования к программно-техническим средствам, используемым организаторами распространения информации в сети "Интернет" для проведения оперативно-розыскной деятельности

Приказом определены:

- функциональные требования к программно-техническим средствам;

- требования, предъявляемые к программно-техническим средствам в части параметров обработки информации;

- требования к интерфейсу взаимодействия между уполномоченным органом безопасности и программно-техническими средствами организатора распространения информации;

- требования к форматам сообщений;

- описание протокола взаимодействия уполномоченного органа и программно-технических средств организатора распространения информации;

- требования, предъявляемые к функционированию канала управления кпд1;

- требования, предъявляемые к функционированию канала данных кпд2;

- требования, предъявляемые к функционированию канала мониторинга кпд3;

- требования, предъявляемые к функционированию канала неформатированных данных кпд4.

Приказ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 N 32 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году"

На 4,3 процента проиндексируют с 1 февраля 2019 года ряд выплат, пособий и компенсаций

Речь идет о социальных выплатах, предусмотренных, в частности: Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Законом РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"; Федеральным законом "О ветеранах"; Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" и пр.

 

Приказ Минтруда России от 20.11.2018 N 713н "О внесении изменений в пункт 8 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата), утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 октября 2011 г. N 1180н"

Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2019 N 53367.

Правила выдачи сертификата на материнский капитал приведены в соответствие с законодательством

Федеральным законом от 30.10.2018 N 390-ФЗ срок выдачи сертификата был сокращен с 1 месяца до 15 дней. Соответствующая поправка теперь внесена в Правила, определяющие порядок выдачи сертификата, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 N 1180н.

Установлено также, что срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в установленный срок запрашиваемых территориальным органом ПФ РФ сведений.

В случае приостановления принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата территориальный орган ПФ РФ направляет заявителю уведомление о том, что в отношении его заявления срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостановлен до получения дополнительных сведений с указанием даты приостановления, срока, на который приостанавливается принятие решения и срока вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о его выдаче.

 

Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2018 N 3025-р <Об утверждении специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года>

Правительство РФ разработало программу дополнительного профобразования граждан в целях содействия занятости лиц предпенсионного возраста

Программа разработана на период до 2024 года.

Ее участниками могут являться как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

Предусматривается использование обучения с отрывом и без отрыва от трудовой деятельности, дистанционные образовательные технологии, вариативность сроков освоения образовательных программ, обучение в электронном виде.

Предполагается использовать инструмент, аналогичный целевому обучению, а также устанавливать обязательства работодателей, по заявкам которых осуществлялось профессиональное обучение граждан предпенсионного возраста, в целях сохранения занятости или трудоустройства указанных граждан.

Координатором Программы является Минтруд России.

Информационные и образовательные услуги гражданам предпенсионного возраста предполагается оказывать в том числе в электронном виде с использованием Общероссийской базы вакансий "Работа в России" и ее подсистемы - Общероссийской социальной сети деловых контактов Skillsnet.

До конца 2024 года предполагается осуществить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование не менее чем 450 тыс. граждан предпенсионного возраста.

Для незанятых граждан, ищущих работу, в период обучения предусмотрена выплата стипендии. Расчетный размер стипендии равен минимальному размеру оплаты труда.

По окончании обучения с использованием любого механизма организации обучения будет проводиться экзамен, по итогам которого гражданам будут выдаваться документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 19.01.2019 N 17 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583"

До 1 апреля 2019 года в положениях об оплате труда работников госучреждений должно быть закреплено условие о непревышении расчетного среднемесячного уровня зарплаты работников учреждения над расчетным среднемесячным уровнем оплаты труда служащих и работников их учредителя

Установлено, что федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей подведомственных федеральных учреждений, при утверждении положений об оплате труда их работников предусматривают условие о непревышении расчетного среднемесячного уровня заработной платы работников указанных учреждений над расчетным среднемесячным уровнем оплаты труда федеральных государственных служащих и работников указанных федеральных государственных органов в отношении учреждений, осуществляющих исполнение государственных функций или обеспечивающих деятельность указанных федеральных государственных органов (административно-хозяйственное, информационно-техническое и кадровое обеспечение, делопроизводство, бухгалтерский учет и отчетность).

При утверждении положений об оплате труда работников федеральных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ, предусматривается условие о непревышении расчетного среднемесячного уровня заработной платы работников указанных учреждений над расчетным среднемесячным уровнем оплаты труда федеральных государственных служащих и работников федерального государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя таких учреждений по формированию госзадания на оказание государственных услуг в соответствии с основными видами деятельности учреждений.

Установлен порядок определения расчетного среднемесячного уровня оплаты труда федеральных государственных служащих и работников федерального государственного органа, расчетного среднемесячного уровня заработной платы работников подведомственного федерального учреждения.

Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями настоящего Постановления при регулировании вопросов уровня оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.

 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 N 27 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47"

Уточнены требования к ведению раздельного учета организациями, выполняющими госзаказ за счет средств федерального бюджета

Установлено, что утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 47 правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности не применяются организациями при использовании полученных ими на основании государственных контрактов средств, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

 

"Положение о порядке осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов" (утв. Минфином России N 292н, Банком России N 670-П 27.12.2018)

Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2019 N 53534.

Установлен новый порядок казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении госконтрактов

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" установлен порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, подлежащих банковскому сопровождению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 и условиями которых предусмотрено казначейское обеспечение обязательств в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств, возникающих при исполнении госконтрактов.

Определены порядок информационного взаимодействия при казначейском обеспечении обязательств, требования к представлению в банк поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по госконтракту сведений о соисполнителях, установлена процедура выдачи казначейского обеспечения обязательств, процедура его перевода в случае, если в рамках исполнения госконтракта заключается контракт с соисполнителем, а также порядок исполнения, отзыва казначейского обеспечения обязательств.

 

<Письмо> ФАС России от 21.12.2018 N СП/105171/18 "О нарушении органами власти антимонопольного законодательства при наделении казенных учреждений функциями органов власти"

ФАС России определены случаи нарушения законодательства о защите конкуренции при наделении казенных учреждений функциями органов власти

В частности, нарушением, предусмотренным частью 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", устанавливающей запрет совмещения функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, может являться:

предоставление казенному учреждению бюджетных ассигнований на выполнение каких-либо работ или оказание услуг, относящихся к функционирующему товарному рынку или к товарам и услугам, закупаемым путем проведения конкурентной процедуры отбора поставщика в соответствии с законодательством о закупках, при условии, что указанное казенное учреждение наделено какими-либо функциями органа власти на рассматриваемом товарном рынке или торгах;

возложение органами власти и органами местного самоуправления обязанности выполнять работы или оказывать услуги на какую-либо отдельную организацию или выделение ей бюджетных ассигнований на выполнение таких работ (услуг), включая казенные учреждения, в случаях, когда такие работы или услуги обращаются на функционирующих товарных рынках или торгах и могут осуществляться другими хозяйствующими субъектами, уже реализующими или имеющими возможность реализовать такой товар или услугу на соответствующем товарном рынке или торгах.

 

Приказ Минфина России от 27.12.2018 N 290н "Об утверждении критериев приостановления операций по лицевым счетам, открытым в территориальных органах Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2019 N 53492.

Определены критерии, при наличии которых ТО ФК вправе приостановить операции по списанию средств по гособоронзаказу

При казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа территориальный орган Федерального казначейства вправе приостановить операции по лицевым счетам, если операции по списанию денежных средств соответствуют хотя бы одному из установленных критериев.

Критерии предусматривают лимит в размере 50 процентов (в некоторых случаях 20 процентов) от суммы госконтракта (контракта (договора)), подлежащей уплате в текущем финансовом году с лицевого счета, открытого головному исполнителю (исполнителю) при перечислении со счета, в частности, обязательных платежей (налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов), оплаты труда физическим лицам, согласованной сторонами прибыли.

 

<Письмо> ФАС России от 28.12.2018 N АК/108054/18 "О направлении разъяснений"

ФАС России обращает внимание на наиболее распространенные случаи нарушения антимонопольного законодательства в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих функции указанных органов

В письме приводятся, в частности, следующие выявленные ФАС России случаи нарушения антимонопольного законодательства со стороны государственных органов и органов местного самоуправления:

- оказание многофункциональным центром не предусмотренных законодательством услуг (например, предоставление по субагентскому договору услуг по заключению договоров ОСАГО);

- заключение антиконкурентных соглашений (например, заключение департаментом здравоохранения субъекта РФ, территориальным фондом ОМС, а также рядом страховых организаций тарифного соглашения на оплату медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе ОМС, реализация которого привела к необоснованному отказу в выделении объемов оказания медицинской помощи медицинской организации одной из страховых организаций, что, в свою очередь, привело к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг);

- проведение непредусмотренных законодательством торгов (например, торгов по выбору организации в целях заключения контракта на оказание услуг по обеспечению перечисления социальных и иных выплат);

- препятствование в реализации гражданами права выбора организации для получения пенсий и иных социальных выплат (навязывание гражданам определенных кредитных организаций, через которые могут быть получены социальные выплаты);

- установление дополнительных не предусмотренных законодательством требований к кредитным организациям для участия в конкурсе на размещение средств (например, установление требования о наличии у кредитной организации генерального кредитного договора с Банком России);

- направление подведомственным учреждениям указания о необходимости перехода на обслуживание зарплатного проекта в определенную кредитную организацию и необходимости заключения договоров о проведении безналичных расчетов с работниками с этой кредитной организации.

 

ФИНАНСЫ И НАЛОГИ

Приказ ФНС России от 28.12.2018 N СА-7-3/853@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@"

Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2019 N 53586.

С отчетности за 1 квартал 2019 года применяется новая декларация по НДС

Обновление налоговой декларации обусловлено многочисленными изменениями в порядке уплаты НДС.

В частности, с 01.01.2019 изменилась общая ставка налога с 18 до 20%, исключена обязанность исчисления НДС налоговым агентом, приобретающим электронные услуги у иностранных лиц; с 01.01.2018 при реализации лома обязанность по исчислению НДС возложена на налогового агента, введена система "TaxFree", предусмотрено освобождение от НДС ряда операций.

В этой связи в новой редакции изложены:

раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации" и раздел 9 "Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период";

приложение 1 к разделу 9 "Сведения из дополнительных листов книги продаж";

приложения N N 3 - 10, предусматривающие, в частности, форматы представления налоговой декларации по НДС, сведений из книги покупок, сведений из книги продаж, из дополнительных листов к книге покупок и книге продаж, сведений из журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Внесены изменения в порядок заполнения налоговой декларации.

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России