обзор за май 2018

Обзор изменений в законодательстве  Российской Федерации в мае 2018 года

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204

"О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

В ближайшие шесть лет России предстоит совершить качественный прорыв в научно-технологическом и социально-экономическом развитии

Президент РФ поставил перед Правительством РФ задачу обеспечить достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года:

обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);

обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;

улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;

ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;

обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;

создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Отмечается, что при разработке национальных программ Правительству РФ в 2024 году необходимо обеспечить, в числе прочего, решение следующих задач: внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей;

создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;

формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;

завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием в сфере здравоохранения геоинформационной системы с учетом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учетом использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек;

завершение формирования сети национальных медицинских исследовательских центров;

создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;

внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;

совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;

снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;

обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;

создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;

применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;

повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;

доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;

применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов;

доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100 процентов;

внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (в 2019 году);

создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;

внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;

внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;

усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, а также повышение требований к уровню их профессиональной подготовки;

сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда, а также замещение устаревших и непроизводительных рабочих мест;

создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;

создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;

обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок;

внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику;

создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология;

обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы РФ в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы;

сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществлении валютного контроля, организация (к 2021 году) взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу "одного окна";

завершение создания гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта (к 2021 году), включая расширенное предэкспортное, экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки;

устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта, а также строительство (модернизация) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

 

Постановление Правительства РФ от 04.05.2018 N 543

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47"

Установлены особенности ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности

Определено, в частности, что организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту (контракту). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.

Стоимость ресурсов контракта учитывается в отношении партий формирования. Для материальных запасов может применяться идентифицированный (серийный) количественный учет каждой единицы запаса. Стоимость ресурсов, используемых для выполнения контракта, относится на выпуск предусмотренной в контракте продукции. Расходы на производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления.

Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта.

Фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, отражаются в отчете по группам:

- прямые затраты, включаемые непосредственно в себестоимость продукции;

- накладные расходы, включаемые в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией;

- административно-управленческие расходы организации;

- расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту.

Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех учитываемых в отчете расходов.

Постановлением утверждается форма отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ и порядок его заполнения.

 

Постановление Правительства РФ от 04.05.2018 N 548

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. N 442"

С 1 января 2019 года Федеральное казначейство будет являться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение единого реестра участников закупок

Соответствующее дополнение внесено в Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. N 442. В настоящее время Казначейство России осуществляет, в числе прочего, функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации и пользования единой информационной системой в сфере закупок.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

 

 

Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215

"О структуре федеральных органов исполнительной власти"

Президентом РФ утверждена структура нового Правительства РФ

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти установлено, в частности, следующее:

- у Председателя Правительства РФ будет 10 заместителей, в том числе один Первый заместитель Председателя Правительства РФ - Министр финансов РФ, Заместитель Председателя Правительства РФ - полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе и Заместитель Председателя Правительства РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ;

- Министерство образования и науки РФ будет преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.

При этом Министерству просвещения РФ передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Министерству науки и высшего образования РФ, в свою очередь, передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственныхуслуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по делам молодежи будет осуществлять Правительство РФ;

- упраздняются: Правительственная комиссия по координации деятельности открытого правительства, а также Федеральное агентство научных организаций, с передачей его функций по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функций по управлению имуществом Министерству науки и высшего образования РФ;

- Министерство связи и массовых коммуникаций РФ переименовывается в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ;

- Министерству промышленности и торговли РФ передаются функции по осуществлению руководства деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, а также функции полномочного представителя Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации и закрепленного за Министерством экономического развития РФ на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования торговых представительств Российской Федерации;

- федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

В Указе приводится новая структура федеральных органов исполнительной власти, а также перечень положений Указов Президента РФ, утративших силу в связи с изданием настоящего Указа.

 

Постановление Правительства РФ от 10.05.2018 N 564

"О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров"

С 1 июля 2018 года установлены предельные размеры платы, взимаемой операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок

Оператор электронной площадки (оператор специализированной электронной площадки) (далее - операторы) вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам электронной процедуры, в размере, не превышающем: 1% начальной (максимальной) цены контракта (но не более 5 тыс. рублей без учета НДС), а в случае заключения контракта у субъектов малого предпринимательства - в размере, не превышающем 1% начальной (максимальной) цены контракта и не более 2 тыс. рублей.

Взимание платы осуществляется путем перечисления денежных средств на банковский счет операторов. Взимание платы с лица, не являющегося лицом, с которым заключается контракт, не допускается.

Также указывается, что операторы не вправе взимать плату с лица, контракт с которым заключается в случае уклонения от заключения контракта победителя электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2018 года.

 

Приказ МВД России от 24.04.2018 N 249

"Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2018 N 51137.

Обновлен административный регламент осуществления контроля за соблюдением правил регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России

Контроль осуществляется МВД России для обеспечения выполнения обязательных требований к регистрации и снятию граждан с регистрационного учета:

- гражданами РФ, обязанными зарегистрироваться по месту пребывания или по месту жительства в пределах РФ;

- нанимателями (собственниками) жилых помещений (физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица), предоставляющими их для постоянного или временного проживания;

- лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов;

- администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, осуществляющих регистрацию граждан по месту пребывания.

Уполномоченные на осуществление контроля сотрудники имеют право, в том числе:

- получать от госорганов, организаций и граждан сведения, справки, документы, иную необходимую информацию, в том числе персональные данные;

- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

- составлять протоколы об административных правонарушениях;

- использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации;

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и направлять предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Срок проведения документарной или выездной проверки в общем случае не может превышать 20 рабочих дней.

Признан утратившими сил Приказ ФМС России и МВД России от 01.08.2013 N 338/587, которым был утвержден ранее действовавший регламент.

 

Приказ Рособрнадзора от 15.05.2018 N 678

"О внесении изменений в перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 июля 2017 г. N 1283"

Обновлены перечни нормативных правовых актов, соблюдение положений которых оценивается Рособрнадзором при проведении проверок соблюдения законодательства в сфере образования

Изменения вносятся в Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, и Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования, утвержденные Приказом Рособрнадзора от 27.07.2017 N 1283.

В указанные Перечни включены новые нормативные акты. Кроме того, в некоторых актах обновлены указания на конкретные структурные единицы, содержащие обязательные требования, проверяемые Рособрнадзором.

 

Указ Президента РФ от 28.05.2018 N 271

"О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313"

 

Минюст России уполномочен обеспечивать представительство и защиту интересов РФ в судах иностранных государств и международных судебных органах, включая Европейский Суд по правам человека и Суд ЕАЭС

Исключения касаются случаев рассмотрения споров между РФ и иностранными государствами или международными организациями, а также споров, связанных с договорными обязательствами дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, постоянных представительств России при международных организациях (в иностранных государствах), иных официальных представительств РФ и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами России, если иное не предусмотрено отдельными решениями Президента РФ или Правительства РФ.

Кроме того, Минюст России обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной сфере в порядке, определяемом Президентом РФ.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

 

Постановление Правительства РФ от 26.05.2018 N 601

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290"

Скорректирован порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора

В частности:

определено, что к органам государственного пожарного надзора относятся, в том числе, соответствующие подразделения "силовых" ведомств;

уточнены права и обязанности лиц, наделенных полномочиями государственных инспекторов пожарного надзора в "силовых" ведомствах;

руководители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и его заместители наделяются правами главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору и заместителей главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору соответственно;

актуализируется перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора, уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора.

 

"Порядок выдачи, в исключительных случаях, решения межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее - ЧМ-2018) на осуществление перевозок автомобильным, железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ и ядовитых веществ, включенных в список ядовитыхвеществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964 (за исключением случаев, когда они входят в состав лекарственных препаратов, зарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном порядке), с 25 мая по 25 июля 2018 года на территориях субъектов Российской Федерации, в которых вводятся усиленные меры безопасности при проведении ЧМ-2018" (утв. Протоколом совместного заседания межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года от 11.05.2018)

Установлена процедура выдачи решения межведомственного оперативного штаба на перевозку служебного и гражданского оружия, взрывчатых и ядовитых веществ в субъектах РФ, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности в связи с проведением ЧМ-2018

Решение межведомственного оперативного штаба (далее - оперативный штаб) необходимо получать на каждую перевозку. Для его получения грузоотправитель или грузополучатель по согласованию между собой определяют представителя, ответственного за осуществление перевозки, который за 10 дней до начала перевозки одновременно направляет запрос (по форме, указанной в приложении N 1 к данному Порядку) во все региональные оперативные штабы по маршруту следования груза. К запросу прилагаются график и маршруты выполнения перевозок автомобильным, железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему, а также взрывчатых веществ и ядовитых веществ, включенных в список ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 964 (за исключением случаев, когда они входят в состав лекарственных препаратов, зарегистрированных на территории РФ в установленном порядке) в период с 25 мая по 25 июля 2018 года, а также необходимые документы.

Региональное отделение оперативного штаба в течение трех дней рассматривает запрос и информирует заявителя о согласовании на осуществление перевозки, либо сообщает об отказе в ее осуществлении в письменном виде.

Ответственное лицо грузоотправителя или грузополучателя для получения решения оперативного штаба не позднее чем за 7 дней до даты начала перевозки направляет в оперативный штаб запрос на получение решения оперативного штаба по форме, указанной в приложении N 2, с необходимыми документами. Оперативный штаб выносит комплект документов на заседание, в ходе которого принимает решение о выдаче разрешения на осуществление перевозки или в ее отказе.

 

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.05.2018 N 19-П

"По делу о проверке конституционности абзацев второго, третьего, десятого и двенадцатого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с запросом Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга"

Отсрочка от призыва, предоставленная гражданину в период обучения по программе среднего общего образования, не должна учитываться при его поступлении на обучение по программе среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения абзацев второго, третьего и десятого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая основания, условия и порядок предоставления отсрочек от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по очной форме обучения, обусловливают предоставлениеотсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые поступили на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования, тем обстоятельством, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получитьотсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования тех из них, кто освоил имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.

Конституционный Суд РФ отметил, что в своем Постановлении от 17 апреля 2018 года N 15-П он уже обращался к вопросам, связанным с установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" правом граждан на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам общего и профессионального образования.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ по этим вопросам, изложенные в указанном Постановлении, сводятся, в частности, к следующему:

конституционный принцип равенства всех перед законом, который распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением профессионального образования, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установлениеразличных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов; иное означало бы нарушение принципа равного исполнения гражданами РФ своих конституционных обязанностей, в том числе конституционной обязанности гражданина РФ по защите Отечества посредством несения военной службы по призыву;

осуществляя дифференциацию в правовом положении граждан в зависимости от такого критерия, как достижение определенного возраста, федеральный законодатель вправе использовать этот критерий только в случае, если он позволяет разделить граждан на объективно разные категории;

граждане, поступившие на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования в возрасте от шести лет и шести месяцев до восьми лет и завершившие освоение указанных образовательных программ в пределах сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, должны рассматриваться как одна категория для целей правового регулирования отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением гражданином образования по очной форме обучения;

отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательных программ среднего общего образования в общеобразовательных организациях в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры - притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование - не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда РФ, сохраняющие свою силу и являющиеся общеобязательными и подлежащими учету прежде всего всеми представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, в полной мере применимы и к правовому регулированию условий предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением среднего профессионального образования.

Отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения по очной форме обучения имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в общеобразовательных организациях в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования - притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на среднее профессиональное образование - не имеет, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в Постановлении от 17 апреля 2018 года N 15-П, объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод.

С учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию программе среднего профессионального образования, если он поступил на обучение по программе среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования.

 

Распоряжение Правительства РФ от 17.05.2018 N 913-р

"О внесении изменений в Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утв. Распоряжением Правительства РФ от 06.01.2015 N 7-р"

Расширен перечень специальностей высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и развития российской экономики

В указанный перечень включены специальности "Боеприпасы и взрыватели" и "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие".

 

"Письмо" Минобрнауки России от 18.05.2018 N 13-3021

"О согласовании ходатайств"

Минобрнауки России определены подведомственные вузы, ходатайства которых о выдаче разрешения на создание диссертационного совета считаются согласованными

В числе таких вузов:

- организации, указанные в приложении N 1 к настоящему Письму, при создании диссертационных советов по всем научным специальностям, предусмотренным Номенклатурой;

- классические университеты, указанные в приложении N 2, - по всему спектру научных специальностей, предусмотренных Номенклатурой (кроме экономических, юридических и педагогических отраслей науки);

- технические и технологические университеты, указанные в приложении N 2, - по естественным и техническим областям науки;

- экономические, юридические и педагогические вузы, указанные в приложении N 2, - по экономическим, юридическим и педагогическим наукам, в соответствии с профилем вуза.

Во всех других случаях возможность представления ходатайства о выдаче разрешения на создание диссертационного совета на базе организации, находящейся в ведении Минобрнауки России, в том числе в составе объединенного диссертационного совета, подлежит согласованию.

Для такого согласования организации направляют в Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России письма, в которых обосновывается необходимость создания диссертационных советов по заявляемым научным специальностям с учетом результативности научной деятельности организации.

При получении согласования ходатайства о выдаче разрешений на создание диссертационных советов представляются в Минобрнауки России в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 27.04.2015 N 428.

 

ОБОРОНА

 

Приказ Министра обороны РФ от 28.12.2017 N 800

"Об установлении условий передачи отдельных моделей боевого холодного клинкового оружия (кортиков) некоторым категориям граждан Российской Федерации для пожизненного хранения и ношения с военной формой одежды, в том числе перечня, формы и порядка ведения документов, которыми оформляется передача данного оружия"

Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2018 N 51193.

 

Установлены условия передачи боевого холодного клинкового оружия отдельным категориям граждан для пожизненного хранения и ношения с военной формой ВМФ

Отдельные модели боевого холодного клинкового оружия (кортики) передаются при условии:

увольнения из Вооруженных Сил РФ с правом ношения военной формы одежды ВМФ (офицерам, мичманам и прапорщикам);

отсутствия медицинских противопоказаний к владению оружием в соответствии с медицинским заключением по форме N 002-о/у;

обращения с соответствующим заявлением о получении оружия.

Определены перечень и порядок заполнения документов, которыми оформляется процедура передачи оружия, а также порядок получения уволенными и увольняемыми военнослужащими оружия со склада.

 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.05.2018 N 10

"О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Верховный Суд РФ разъяснил судам, как правильно применять норму УК РФ об изменении категории преступления на менее тяжкую

Обращается внимание судов на то, что изменение категории преступления на менее тяжкую (ч. 6 ст. 15 УК РФ) позволяет обеспечить индивидуализацию ответственности осужденного за содеянное и является реализацией принципов справедливости и гуманизма.

Изменение категории преступления на менее тяжкую улучшает правовое положение осужденного, поскольку влияет, в частности, на назначение осужденному к лишению свободы вида исправительного учреждения, назначение наказания по совокупности преступлений, назначение условного осуждения, отмену или сохранение условного осуждения и др.

При наличии одного или нескольких смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств суд, назначив за совершение преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления наказание, решает вопрос о возможности изменения категории преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности.

Разрешая данный вопрос, суд принимает во внимание способ совершения преступления, степень реализации преступных намерений, роль подсудимого в преступлении, совершенном в соучастии, вид умысла либо вид неосторожности, мотив, цель совершения деяния, характер и размер наступивших последствий, а также другие фактические обстоятельства преступления, влияющие на степень его общественной опасности. Вывод о наличии оснований для применения положений части 6 статьи 15 УК РФ может быть сделан судом, если фактические обстоятельства совершенного преступления свидетельствуют о меньшей степени его общественной опасности.

Если подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, то суд при постановлении приговора разрешает вопрос о возможности применения положений части 6 статьи 15 УК РФ по каждому из входящих в совокупность преступлений в отдельности, а если в совершении преступления (преступлений) обвиняется несколько подсудимых, - в отношении каждого подсудимого в отдельности.

Применение положений части 6 статьи 15 УК РФ не влияет на юридическую оценку деяния, в том числе приготовления к совершению конкретного тяжкого или особо тяжкого преступления, а равно не влечет правовых последствий для лиц, в отношении которых решение об изменении категории преступления не принималось. В частности, изменение судом категории преступления с особо тяжкого на тяжкое преступление не исключает уголовную ответственность другого лица за заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

Указание Банка России от 16.04.2018 N 4775-У

"О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2018 N 51058.

В Правила ОСАГО внесен ряд изменений, связанных с введением обновленного порядка оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции

Федеральным законом от 29.12.2017 N 448-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" до 100 тыс. рублей был повышен максимальный размер выплаты по договору ОСАГО при оформлении ДТП без участия сотрудников полиции. Тем же Федеральным законом предусмотрено, что с 1 июня 2018 года в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях допускается оформление ДТП (на территориях остальных субъектов РФ - с 1 октября 2019 года) без участия сотрудников полиции даже при наличии разногласий участников ДТП. В таком случае суть разногласий должна быть отражена в заполняемом участниками ДТП бланке извещения о ДТП.

Настоящим Указанием Правила ОСАГО приводятся в соответствие с федеральным законодательством, а именно:

- указывается на возможность оформления ДТП без участия сотрудников полиции, в том числе при наличии разногласий относительно обстоятельств ДТП;

- на лицевой стороне бланка извещения о ДТП предусматривается графа для указания на наличие разногласий относительно обстоятельств ДТП;

- отмечается, что разногласия относительно обстоятельств ДТП должны указываться в п. 7 оборотной стороны извещения;

- в отношении действующих договоров ОСАГО устанавливается возможность заполнения извещений о ДТП по ранее действовавшей форме с указанием разногласий относительно обстоятельств ДТП в п. 7 "Примечание" оборотной стороны извещения.

Указание вступает в силу с 1 июня 2018 года.

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

 

Постановление Правительства РФ от 18.05.2018 N 583

"О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2016 г. N 1062"

Уточнены полномочия Минтранса России в области предоставления права на бесплатный проезд железнодорожным транспортом при проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года

Минтранс России уполномочен, по согласованию с ФСБ России и Оргкомитетом "Россия-2018", устанавливать требования к транспортному обслуживанию лиц, включенных в списки, утвержденные Межведомственным оперативным штабом по обеспечению безопасности при проведении чемпионата, и аккредитованных представителей средств массовой информации.

 

ПриказМинкомсвязи России от 16.05.2018 N 234

"О внесении изменений в приказы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.10.2016 N 506 "Об утверждении Порядка выдачи персонифицированных карт зрителей", от 20.01.2017 N 13 "Об утверждении формы и порядка учета персонифицированных карт зрителей" и от 03.08.2017 N 406 "Об утверждении порядка использования и особенностей применения персонифицированных карт зрителей"

Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2018 N 51149.

Отменены ограничения при использовании иностранцами "паспорта болельщика" Чемпионата мира по футболу 2018 года в электронной форме

Согласно ранее действовавшим правилам электронная форма такого паспорта не давала право доступа на стадион и выезда из РФ, а была предназначена только для обеспечения въезда в Россию и непосредственной выдачи паспорта в бумажной форме. Теперь эти ограничения отменены.

Уточнено, что паспорт как на бумажном носителе, так и в электронном виде дает право на:

- безвизовый въезд в Россию иностранных болельщиков в период, начинающийся за 10 дней до даты проведения первого матча и заканчивающийся в день проведения последнего матча (ранее - через 10 дней после даты проведения последнего матча);

- их безвизовый выезд из России в период, начинающийся за 10 дней до проведения первого матча и заканчивающийся через 10 дней после проведения последнего матча.

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России