обзор за ноябрь 2017

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

 

Указ Президента РФ от 14.11.2017 N 549 "О порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации"

Президентом РФ утвержден текст Присяги, приносимой при получении гражданства России

Согласно тексту Присяги лицо, приносящее ее, клянется соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ, права и свободы ее граждан, исполнять обязанности гражданина РФ на благо государства и общества, защищать свободу и независимость РФ, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

Принесение Присяги организуется территориальным органом МВД России либо дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ, в котором в установленном порядке было принято заявление лица о приеме в гражданство РФ.

Принесение Присяги может осуществляться как в помещениях госорганов, так и в исторических местах, местах боевой и трудовой славы, у братских могил воинов, павших в боях за свободу и независимость Российского государства.

Утверждена также форма бланка с текстом Присяги, который лицо, приносящее Присягу, зачитывает вслух, после чего собственноручно проставляет в соответствующей графе бланка свои фамилию, имя и отчество, дату принесения Присяги и подпись.

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Указ Президента РФ от 14.11.2017 N 540

"О внесении изменения в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082"

Расширены полномочия Минобороны России в сфере инновационного развития в области обороны

Установлено, что Министерство, в числе прочего, осуществляет деятельность по сопровождению научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности и созданию условий для их реализации.

 

Федеральный закон от 27.11.2017 N 355-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Ответ на письменные обращения в госорганы будет даваться только в письменном виде, а на электронные - в электронном

Уточнено также, что к электронным обращениям в госорганы можно прилагать документы только в электронной форме. Ранее допускалось их направление в бумажном виде. Также допускалась возможность ответа на письменное обращение в электронной форме и наоборот.

Кроме того, установлено, что на поступившее обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, ответ может быть размещен на официальном сайте соответствующего госоргана. В случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на сайте, гражданину, направившему обращение, в течение семи дней сообщается электронный адрес сайта, на котором размещен ответ.

Если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, его направившему.

 

Федеральный закон от 27.11.2017 N 332-ФЗ

"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Положения федерального закона о защите прав ЮЛ и ИП, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении муниципального финансового контроля

Согласно части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) в финансово-бюджетной сфере. Вместе с тем в нормах указанного Федерального закона N 294-ФЗ отсутствовало указание на то, что его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются в отношении муниципального финансового контроля.

Настоящим Федеральным законом в Федеральный закон N 294-ФЗ внесено соответствующее дополнение.

 

Постановление Правительства РФ от 09.11.2017 N 1345

"О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"

Уточнены правила предоставления федеральных субсидий региональным бюджетам на обеспечение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

Установлено, в частности, что предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ из федерального бюджета по субъектам РФ на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на 2017 год определяется согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства РФ от 24.01.2017 N 68.

 

Приказ МВД России от 20.10.2017 N 800 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2017 N 48949.

 

МВД России утвержден обновленный административный регламент выдачи патентов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ

Указанная госуслуга предоставляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне. Ранее госуслуга предоставлялась территориальными органами ФМС России.

Заявителями на получение патента являются законно находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигшие возраста восемнадцати лет.

Для получения патента иностранный гражданин лично либо через уполномоченную организацию представляет следующие документы:

- заявление о выдаче патента;

- документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина;

- действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования;

- документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданные по результатам медицинского осмотра, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина ВИЧ-инфекции;

- документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ.

Максимальный срок оформления и выдачи иностранному гражданину патента или направления уведомления об отказе не должен превышать 10 рабочих дней со дня принятия подразделением по вопросам миграции заявления о выдаче патента.

Признан не подлежащими применению Приказ ФМС России от 15.01.2015 N 5, которым был утвержден ранее действовавший административный регламент выдачи патентов.

 

Приказ Ростехнадзора от 09.10.2017 N 414 "О внесении изменений в отдельные административные регламенты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)" Зарегистрировано в Минюсте России 03.11.2017 N 48782.

Порядок проведения Ростехнадзором проверок и получения информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия приведен в соответствие с действующим законодательством

В связи с изданием Постановлений Правительства РФ от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок" и от 18.04.2016 N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия", внесены поправки в 14 административных регламентов Ростехнадзора, в том числе по вопросам, касающимся:

проведения должностными лицами Ростехнадзора проверок;

получения информации в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесения изменений в ежегодные планы проведения плановых проверок;

установления порядка действий должностного лица Ростехнадзора в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя и др.

Например, установлено, что при проведении проверки в рамках федерального государственного энергетического надзора должностные лица Ростехнадзора не вправе:

требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах;

требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

 

"Перечень коррупционно-опасных функций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" (одобрен Минтрудом России, протокол от 20.10.2017 N 3)

Определен перечень коррупционно-опасных функций Минтруда России в целях выполнения мер по профилактике коррупции

Перечень включает 16 функций, в том числе:

организация и осуществление закупок товаров, работ, услуг для госнужд;

осуществление функций госзаказчика (его представителя) федеральных целевых программ, научно-технических и инновационных программ, проектов, по договорам, контрактам и иным работам в установленной сфере деятельности Минтруда России;

ведение базы данных федеральных гражданских служащих, состоящих на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и снятых с соответствующего учета;

выдача справок о предоставлении федеральным государственным гражданским служащим по прежним местам прохождения государственной гражданской службы РФ единовременной субсидии на приобретение жилого помещения;

формирование и ведение федерального реестра социально ориентированных НКО - получателей поддержки, осуществляющих социальную поддержку и защиту граждан.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

Федеральный закон от 27.11.2017 N 338-ФЗ

"О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года"

В связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключенной в г. Монреале 28.05.1999, внесены изменения в Воздушный кодекс РФ

Настоящим Федеральным законом:

- устанавливается возможность оформления билета, багажной квитанции, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов, почты в электронной форме (электронного перевозочного документа) с размещением информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок;

- пассажирам предоставляется право требования заверенной выписки из указанной системы, содержащей условия договора воздушной перевозки, а в случае оформления электронного перевозочного документа - квитанции на перевозку груза, почты, позволяющей идентифицировать груз, почту и содержащую информацию из электронного перевозочного документа о перевозке груза, почты;

- увеличиваются размеры компенсационных выплат при осуществлении международных перевозок при задержке рейса, утрате багажа, причинении вреда жизни и здоровью пассажиров;

- устанавливается порядок предъявления перевозчику претензий и требований о возмещении вреда, в случаях просрочки доставки, повреждения (порчи) и утраты (неприбытия) багажа, груза, почты, а также порядок рассмотрения перевозчиком претензии и уведомления пассажира, грузоотправителя, грузополучателя о результатах рассмотрения;

- устанавливается, что в целях применения положений об ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна воздушная перевозка включает в себя период нахождения пассажира на борту воздушного судна, период посадки пассажира на борт воздушного судна и период высадки пассажира с борта воздушного судна; при этом порядок расчета продолжительности периодов посадки и высадки пассажиров устанавливается Минтрансом России;

- устанавливается, что течение срока исковой давности по требованиям, связанным с утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, груза и почты, а также с просрочкой их доставки начинается со дня, когда воздушное судно, на котором осуществлялась перевозка багажа, груза или почты, должно было прибыть в пункт назначения в соответствии с договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

 

Указание Банка России от 11.08.2017 N 4486-У

"О внесении изменений в приложение 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Зарегистрировано в Минюсте России 15.11.2017 N 48901.

Потерпевшему в ДТП лицу предоставлено право обратиться в "свою" страховую компанию в случае, если в результате аварии пострадали два и более автомобиля

Соответствующие поправки внесены в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, Правила приведены в соответствие с Федеральным законом от 28.03.2017 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". К числу нововведений данного Федерального закона относится, в том числе, снятие ограничения по количеству участников ДТП, при которых осуществляется прямое возмещение убытков. До принятия Закона N 49-ФЗ водители должны были обращаться в "свою" страховую компанию только при ДТП с участием двух транспортных средств.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

 

ОБОРОНА

 

Указ Президента РФ от 17.11.2017 N 555

"Об установлении штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации"

С 1 января 2018 года количество военнослужащих в Вооруженных Силах РФ останется неизменным - 1 013 628 единиц

Указом Президента РФ от 08.07.2016 N 329 "О штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации" было установлено, что с 1 июля 2017 года штатная численность Вооруженных Сил РФ составляет 1 903 051 единицу, в том числе 1 013 628 военнослужащих.

Согласно настоящему Указу, вступающему в силу с 1 января 2018 года, штатная численность Вооруженных Сил РФ составит 1 902 758 единиц, в том числе 1 013 628 военнослужащих.

Признается утратившим силу Указ Президента РФ от 8 июля 2016 г. N 329 с внесенными в него изменениями.

 

БЕЗОПАСТНОСТЬ  И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

 

Приказ МВД России от 04.09.2017 N 700 "Об утверждении Требований к содержанию и обязательным реквизитам письменного предложения о въезде в Российскую Федерацию высококвалифицированного специалиста и Порядка взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов на региональном уровне и дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации при оформлении иностранному гражданину или лицу без гражданства обыкновенной деловой визы"

 Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2017 N 48807.

Обновлены требования к содержанию и обязательным реквизитам письменного предложения о въезде в РФ высококвалифицированного специалиста

Письменное предложение составляется на русском языке на фирменном бланке юридического лица, являющегося работодателем либо заказчиком работ (услуг), и должно содержать информацию о вакансии, на которую приглашается иностранный гражданин или лицо без гражданства, заявивший о себе как о высококвалифицированном специалисте, а также основные условия труда и социальные гарантии, содержащиеся в проекте трудового договора, который планируется с ним заключить.

В соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранному гражданину, сведения о котором как о высококвалифицированном специалисте размещены на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, может быть оформлена обыкновенная деловая виза для въезда в РФ сроком действия до 30 суток.

Приказом также обновлен порядок взаимодействия МВД России и дипломатического представительства или консульского учреждения РФ при оформлении иностранному гражданину или лицу без гражданства обыкновенной деловой визы.

Признан не подлежащим применению аналогичный Приказ ФМС России от 11.08.2010 N 250.

 

"Разъяснение порядка пересечения государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь"(утв. ФСБ России)

ФСБ России разъяснены особенности пересечения российско-белорусской государственной границы гражданами третьих стран

Сообщается, что предусмотренный статьей 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21 февраля 1995 г. режим въезда, выезда и пребывания граждан третьих стран на их территориях до настоящего времени Российской Федерацией и Республикой Беларусь в полной мере не согласован.

До окончательного урегулирования указанного вопроса пересечение российско-белорусской государственной границы всеми категориями граждан третьих стран, независимо от наличия разрешения на постоянное или временное проживание на территории России и Белоруссии, с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта будет являться нарушением установленного международными нормами порядка пересечения государственной границы Российской Федерации.

Все авиарейсы, выполняемые между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, переведены в международные сектора российских аэропортов и в отношении воздушных судов, а также пассажиров, прибывающих из Республики Беларусь и убывающих в обратном направлении, осуществляется пограничный контроль.

Пограничный контроль граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, следующих указанными рейсами, не осуществляется. Таким гражданам необходимо предъявить документ для въезда (выезда) на территории Российской Федерации, а также посадочный талон, подтверждающий их прилет или вылет из (в) Республики Беларусь соответствующим авиарейсом.

Все категории граждан третьих стран согласно международным нормам и национальному законодательству Российской Федерации могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации через многосторонние (двусторонние) пункты пропуска, открытые для международных сообщений (международных полетов).

 

<Письмо> МВД России от 07.11.2017 N 3/177715853778

"О рассмотрении обращения"

МВД России подтвердило право участников дорожного движения на фото- и видеосъемку сотрудников Госавтоинспекции

Сообщается, в частности, что норма, обязывающая сотрудника полиции "не препятствовать использованию фото-, видео и звукозаписывающей аппаратуры участникам дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством", исключена из окончательной редакции Административного регламента исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 (далее - Административный регламент), поскольку данный вопрос в достаточной степени урегулирован действующим законодательством.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О полиции" деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Обязанности сотрудника полиции по соблюдению прав и законных интересов участников дорожного движения, а также разъяснению причин и оснований ограничения их прав и свобод закреплены в подпункте 7.2 и пункте 45 Административного регламента.

Положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать к участнику дорожного движения использование фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры без наличия предусмотренных законодательством РФ оснований в Административном регламенте не содержится.

 

"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)

Верховным Судом РФ обобщена судебная практика за 2014 - 2017 годы по спорам о прохождении службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, ФПС, СК России и в таможенных органах

Верховный Суд, констатируя, что судами по отдельным категориям споров допускаются ошибки, для их устранения обращает внимание, в частности, на следующие правовые позиции:

прекращение в отношении сотрудника уголовного преследования по основанию отсутствия в его действиях состава преступления не освобождает такого сотрудника от дисциплинарной ответственности, если нарушение им служебной дисциплины установлено по результатам служебной проверки;

сотруднику органов внутренних дел, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) ребенка, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется в порядке, установленном трудовым законодательством, в случаях отсутствия материнского попечения над ребенком по объективным причинам;

реализация сотрудником органов внутренних дел права на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью регламентируется законодательством о прохождении службы в органах внутренних дел;

сотрудник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только в случае установления его вины в нарушении служебной дисциплины;

при разрешении спора по иску органа внутренних дел о привлечении сотрудника к материальной ответственности суду следует учитывать возможность снижения размера ущерба исходя из материального и семейного положения работника;

если при рассмотрении спора о восстановлении на службе сотрудника федеральной противопожарной службы, уволенного в связи с несоответствием замещаемой должности в федеральной противопожарной службе на основании рекомендации аттестационной комиссии, суд придет к выводу о допущенном нарушении установленного порядка проведения аттестации, сотрудник подлежит восстановлению на службе;

в случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению со службы в органах внутренних дел, а контракт с ним - расторжению.

 

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

 

Приказ Минкультуры России от 05.09.2017 N 1478

"О признании утратившими силу приказа Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 635 "Об утверждении Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах" и внесенных в него изменений"

Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2017 N 48764.

 

С 13 ноября 2017 года утрачивает силу действующий порядок использования документов в государственных и муниципальных архивах

Утратившим силу признается Приказ Минкультуры России от 03.06.2013 N 635 "Об утверждении Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах" и вносящие в него изменения и дополнения приказы Минкультуры России от 03.12.2015 N 2940 "О внесении изменения в Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 635" и от 03.12.2015 N 2943 "О внесении изменения в Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 635".

Напомним, с указанной даты порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах будет регулироваться Приказом Росархива от 01.09.2017 N 143 "Об утверждении порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации".

 

Приказ Минобрнауки России от 23.10.2017 N 1027

"Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени"

Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2017 N 48962.

 

Минобрнауки России обновлен перечень научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени

В новом перечне, в частности, наименования специальностей классифицированы только по группам, а наименования отраслей науки (физико-математические науки, химические науки и пр.) более не указываются.

Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 25.02.2009 N 59, которым был утвержден ранее действовавший перечень.

 

<Письмо> Минобрнауки России от 01.11.2017 N 07-6269 "О работе "горячей линии"

Минобрнауки России совместно с МВД России создана "горячая линия" по вопросам проведения социально-психологического тестирования обучающихся в рамках профилактики наркомании

"Горячая линия" адресована педагогическим работникам, специалистам органов власти в сфере образования, профильным общественным организациям, родительской общественности и обучающимся.

Данный ресурс предполагает возможность консультирования по широкому кругу вопросов, возникающих на всех этапах реализации тестирования, и включает возможности получения консультаций по телефону, электронной почте, а также с использованием современных телекоммуникационных технологий (вебинары, видеоконференции).

Подробности о работе "горячей линии" размещены на сайте www.fcprc.ru/projects/hotline.

 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2017 N 31-П

"По делу о проверке конституционности частей 1, 5, 10 и 11 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", статей 17, 19 и 20 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в связи с запросом Верховного Суда Республики Дагестан и жалобой гражданина С.Ю. Базаленко"

Правовое регулирование отношений, связанных с прекращением службы в органах наркоконтроля, не предполагает отказ в приеме сотрудников данных органов на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке в течение трех месяцев с момента увольнения

Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения частей 1 и 5 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и подпункта "б" пункта 4 Указа Президента РФ "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они в системе действующего правового регулирования:

не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел;

не препятствуют поступлению данных лиц на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке и по истечении трех месяцев с момента их увольнения из органов наркоконтроля при условии, что такие лица своевременно (т.е. не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу;

не лишают сотрудников органов наркоконтроля, уволенных в связи с переводом в другой государственный орган и не принятых на службу в органы внутренних дел, права на изменение основания увольнения и получение единовременного пособия и иных выплат, предусмотренных законодательством РФ, по заявлению, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа в случаях, когда решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел было принято по истечении трех месяцев со дня увольнения.

Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит установить правовой механизм, позволяющий обеспечить учет периода ожидания сотрудниками органов наркоконтроля, уволенными в связи с переводом в другой государственный орган, принятия решения о приеме на службу в органы внутренних дел при исчислении стажа службы (выслуги лет).

 

Приказ Роструда от 10.11.2017 N 655 "Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"

 

Рострудом утверждены формы 107 проверочных листов, используемых при проведении плановых проверок

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что плановые проверки проводятся с использованием проверочных листов (списка контрольных вопросов), в случае если это предусмотрено положением о соответствующем виде контроля (надзора). Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Настоящим приказом утверждены проверочные листы, используемые при осуществлении плановых проверок соблюдения:

порядка оформления на работу;

требований к содержанию трудовых договоров;

общих требований по установлению и выплате заработной платы;

требований по установлению продолжительности рабочего времени;

требований охраны труда при проведении различных видов работ, иных требований.

Каждый проверочный лист представлен в виде таблицы, состоящей из 3 столбцов: первый включает непосредственно вопрос, второй содержит указание на нормативный акт, которым установлены проверяемые обязательные требования, третий предназначен для указания ответа.

 

Письмо Минтруда России от 17.11.2017 N 14-2/В-1012 «По вопросам применения норм трудового законодательства»

Минтрудом России даны ответы по некоторым вопросам применения трудового законодательства

Сообщается, в частности, следующее:

для установления факта неиспользования вторым родителем ребенка в возрасте до 14 лет права на неполный рабочий день (неделю) работодатель вправе запросить справку о его режиме работы;

трудовой договор с работником может быть заключен по одной определенной трудовой функции;

в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания, продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами трудового распорядка или соглашением между работодателем и работником, при этом эти положения обязательны для работодателя вне зависимости от режима рабочего времени в организации);

продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 часов в день, но в дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день, при этом случае общая продолжительность работы совместителя в учетном периоде не может превышать половины нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников;

уточнение места работы с указанием структурного подразделения не является обязательным условием для включения в трудовой договор (указание обязательно лишь в том случае, когда работник принимается для работы или переводится на работу в филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, расположенное в другой местности).

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

 

Постановление Правительства РФ от 20.11.2017 N 1400

"О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы"

Для иностранцев введен новый вид визы - на въезд в РФ в целях получения разрешения на временное проживание

Новый вид обыкновенной визы - на въезд в РФ в целях получения разрешения на временное проживание (ПР) - выдается на срок до 4 месяцев дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ. Такая виза может быть только однократной.

Уточнено также, что виза временно проживающего лица выдается иностранному гражданину территориальным органом МВД России при выдаче ему разрешения на временное проживание в РФ на срок действия указанного разрешения. Такая виза может быть только многократной.

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

 

Приказ Минспорта России от 21.11.2017 N 1007

"Об утверждении концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года"

К 2025 году долю учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, планируется увеличить до 90 процентов

Такой показатель задан в утвержденной Минспорта России концепции развития студенческого спорта в РФ на период до 2025 года.

Среди других показателей концепции:

- увеличение доли студентов РФ, выполнивших нормативы ГТО, в общей численности студентов очной формы обучения, принявших участие в их выполнении до 80 процентов;

- увеличение числа студенческих спортивных лиг по видам спорта до 30;

- увеличение доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования до 100 процентов.

 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

<Письмо> ФАС России от 13.10.2017 N ИА/70852/17

"По вопросу о заключении государственных контрактов на охрану зданий"

ФАС России рассмотрен вопрос о правомерности участия ведомственной охраны в конкурсах на право заключения договоров на охрану объектов, не относящихся к ведению соответствующих органов исполнительной власти

Сообщается, что в случае необходимости заключения госконтракта на оказание услуг по охране здания заказчик проводит отбор исполнителя конкурентными способами или осуществляет закупку у единственного исполнителя в случаях, предусмотренных исключительно Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Законодательство РФ не содержит условий, ограничивающих деятельность ведомственной охраны исключительно задачами в отношении только подведомственных ей объектов, в связи с чем участие в закупке на охрану зданий вправе принимать любые заинтересованные лица, соответствующие требованиям к участникам закупки, независимо от ведомственной принадлежности объектов.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, в случае проведения отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587, с применением конкурентных способов, в такой закупке вправе принимать участие федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану (например, ФГУП "Связь-безопасность", ФГУП "Охрана" Росгвардии, ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации", ФКУ "Государственное учреждение "Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации" и иные федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану, созданные в соответствии с Федеральным законом "О ведомственной охране").

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России