обзор за апрель 2017

                                               

 

Обзор изменений в законодательстве Российской Федерации в апреле 2017 года

информация помощника начальника института по правовой работе Е.В. Долгополовой

 

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

 

Федеральный закон от 17.04.2017 N 77-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Иностранные граждане, родственники которых были подвергнуты незаконной депортации из Крымской АССР, смогут получить вид на жительство в упрощенном порядке

Соответствующие изменения внесены в закон о правовом положении иностранных граждан во исполнение Указа Президента РФ от 21.04.2014 N 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития".

В частности, предусмотрены преференции при получении вида на жительство в РФ иностранным гражданином, который сам либо родственник по прямой восходящей линии, усыновитель или (супруг) супруга которого были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР. Преференции также распространяются на родственников по прямой нисходящей линии, усыновленных детей или супругу (супруга) данного иностранного гражданина.

Указанной категории граждан предоставляется возможность получения вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание при условии представления ими справки о реабилитации, выданной органами внутренних дел или органами прокуратуры РФ или судом в соответствии с законом о реабилитации жертв политических репрессий.

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Указ Президента РФ от 17.04.2017 N 171

"О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций"

С 1 июля 2017 года Администрация Президента РФ будет обеспечивать мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан и организаций

Также будет осуществляться мониторинг и анализ результатов рассмотрения общественных инициатив граждан РФ, размещенных на интернет-ресурсе "Российская общественная инициатива", и анализ мер, принятых по обращениям и инициативам.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, уполномочены размещать на страницах своих официальных сайтов, предназначенных для приема обращений граждан и организаций в форме электронного документа, счетчик обращений и ежемесячно представлять в Администрацию Президента РФ в электронной форме информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям.

 

Федеральный закон от 03.04.2017 N 65-ФЗ

"О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Граждане РФ освобождены от регистрации по месту пребывания в Севастополе или в ином населенном пункте Крыма, если они зарегистрированы в данных субъектах РФ по месту жительства в жилом помещении

Одновременно Федеральным законом исключена административная ответственность граждан за данное нарушение, а также нанимателя (собственника) жилого помещения за нарушение сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении без регистрации в случае проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в названных субъектах РФ.

 

Федеральный закон от 17.04.2017 N 78-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отдельных вопросов обеспечения правопорядка при проведении официальных спортивных соревнований"

Ужесточена административная ответственность болельщиков-хулиганов

Для указанной категории лиц вводится новый состав административного правонарушения - грубое нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. За совершение данного административного правонарушения предусматривается административная ответственность в виде административного штрафа либо административного ареста с наложением запрета на посещение мест официальных спортивных соревнований.

Кроме того, корректируются нормы об административной ответственности для иностранных болельщиков, нарушающих правила проведения спортивных соревнований, для которых в дополнение к штрафу или аресту предусматривается выдворение за пределы РФ.

Вводятся нормы, допускающие установления запрета на въезд в РФ в период проведения международных спортивных соревнований иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых имеется информация о фактах нарушения ими общественного порядка при проведении публичных, спортивных, зрелищных и (или) иных массовых мероприятий за пределами территории РФ или на территории РФ, либо в отношении которых имеется информация о намерении совершить соответствующие противоправные действия на территории РФ, а также допускающие при наличии ряда обстоятельств заменять административное выдворение за пределы РФ на административный штраф или административный арест.

Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" дополняется нормой, допускающей возможность оформления решения о неразрешении въезда в РФ одновременно в отношении нескольких иностранных граждан и (или) лиц без гражданства.

 

Федеральный закон от 17.04.2017 N 68-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Расширен перечень оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юридических лиц

Согласно Федеральному закону, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Кроме того, уточняется содержащийся в КоАП РФ перечень оснований прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания. Он дополняется двумя пунктами: внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, привлеченного к административной ответственности, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) и внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, из ЕГРЮЛ.

 

Федеральный закон от 17.04.2017 N 69-ФЗ

"О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Принят Федеральный закон, направленный на пресечение случаев внесения изменений и дополнений несистемного, фрагментарного характера в Кодекс РФ об административных правонарушениях

Установлено, что внесение изменений в КоАП РФ, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами

Положения, предусматривающие внесение изменений в КоАП РФ, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты РФ, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

 

ОБОРОНА

 

Федеральный закон от 03.04.2017 N 61-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 25 и 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Усовершенствована система обучения граждан по программам военной подготовки

Законом, в частности, вводится возможность проводить обучение граждан, обучающихся по очной форме в федеральной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом увеличение количества обучающихся по указанным программам не предусматривается, а осуществление медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан, обучающихся по новой форме военной подготовке, возлагается на военные комиссариаты.

Устанавливаются сроки и порядок приведения к Военной присяге граждан, обучающихся в учебных военных центрах, на военных кафедрах по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки солдат или сержантов запаса, а также граждан, обучающихся в военно-учебных заведениях по программам военной подготовки солдат или сержантов запаса.

Кроме этого, из законодательства РФ исключены нормы о возможном призыве на военную службу граждан, завершивших обучение по программам военной подготовки офицеров запаса, как следствие, отпала необходимость выплачивать таким гражданам за счет средств федерального бюджета дополнительную стипендию.

 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

 

Федеральный закон от 03.04.2017 N 60-ФЗ

"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

 

Введена уголовная ответственность за хулиганские действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств

Установлено, что грубое нарушение общественного порядка, совершенное на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования теперь подпадает под действие статьи 213 УК РФ "Хулиганство".

Кроме того, УК РФ дополнен новой статьей 267.1, устанавливающей уголовную ответственность за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Настоящей статьей для виновных лиц предусматривается наказание в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.

 

Федеральный закон от 17.04.2017 N 71-ФЗ

"О внесении изменений в статью 303 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Установлена уголовная ответственность за фальсификацию доказательств по административному делу и по делу об административном правонарушении

Фальсификация доказательств по административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении участником производства по делу об административном правонарушении или его представителем, фальсификация доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 4 месяцев.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12

"О судебной практике по делам о контрабанде"

Верховным Судом РФ актуализированы разъяснения по применению норм уголовного закона об ответственности за контрабанду (статьи 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ)

При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, в частности, следующее:

незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу при контрабанде может совершаться посредством сокрытия от таможенного контроля товаров или иных предметов, то есть путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу;

недекларирование как возможный способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле по декларированию товаров, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров;

использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам. Незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.

Если лицо использует подделанный им же официальный документ или печать, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьей 327 УК РФ и статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ;

контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.

В тех случаях когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например, недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу;

если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации в соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 81 УПК РФ.

При прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям лицу должны быть разъяснены юридические последствия такого прекращения, в том числе о возможности конфискации принадлежащего ему имущества, признанного вещественным доказательством.

В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды должны быть обращены по решению суда в собственность государства в установленном законом порядке.

Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Не действующим на территории РФ признано Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 года N 2 "О судебной практике по делам о контрабанде", а утратившим силу - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 сентября 2010 года N 23 "О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде".

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

<HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=66805FAE28271FDDDB20BE7076B34FAF142A54AED5AC5D67E24F06985CX8wBG"ПисьмоHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=66805FAE28271FDDDB20BE7076B34FAF142A54AED5AC5D67E24F06985CX8wBG"> Банка России от 26.04.2017 N ИН-015-53/18

"О порядке возмещения причиненного вреда в натуре в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Банк России обращает внимание страховщиков, что возможность возмещения причиненного вреда в натуре в соответствии с законом об "автогражданке" обусловлена датой заключения договора ОСАГО, по которому будет производиться ремонт

Разъясняется, что согласно положениям Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в редакции Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ), вступающего в силу с 28 апреля 2017 года, страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина РФ и зарегистрированному в РФ, осуществляется, как правило, путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта, то есть в натуре.

При этом, законом об ОСАГО предусмотрено два способа предъявления потерпевшим требования о возмещении вреда: путем обращения к страховщику, с которым у потерпевшего заключен договор ОСАГО, либо, в ряде случаев, к страховщику, с которым заключен договор ОСАГО у причинителя вреда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 49-ФЗ установлено, что положения закона об "автогражданке" в редакции Федерального закона N 49-ФЗ применяются к договорам ОСАГО, заключенным после дня вступления в силу Федерального закона N 49-ФЗ, то есть с 29 апреля 2017 года (включительно).

Таким образом, возможность возмещения причиненного вреда в натуре будет обусловлена датой заключения договора ОСАГО потерпевшего, в случае его обращения к страховщику, с которым у него заключен договор ОСАГО, либо датой заключения договора ОСАГО причинителя вреда.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

 

Указ Президента РФ от 17.04.2017 N 169

"О внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203"

Скорректирован перечень органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне

В частности, из указанного перечня исключаются ФСКН России и ФМС России в связи с их упразднением. Одновременно с этим в перечень включается Росгвардия.

 

Постановление Правительства РФ от 19.04.2017 N 467

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 460"

 

Скорректирован порядок обеспечения юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием

Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" на Росгвардию возложена задача по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия.

Настоящим Постановлением нормы Правил получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами приводятся в соответствие с Указом Президента РФ. В частности, устанавливается, что решения о выдаче организациям с особыми уставными задачами боевого ручного стрелкового оружия выносится Росгвардией на основании ходатайств организаций. Кроме того, Росгвардия наделяется полномочиями по осуществлению проверок мест хранения боевого оружия в организациях, а также рядом иных полномочий в сфере обеспечения организаций оружием.

Ранее указанные полномочия были закреплены за МВД России.

 

Приказ МВД России от 28.03.2017 N 154

"Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства"

Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2017 N 46472.

Обновлены формы бланков заявлений об установлении личности, о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина

Согласно положениям Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории РФ и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ или международным договором РФ, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

В связи с упразднением ФМС России и передачей ее полномочий МВД России утверждаются новые формы документов, используемых для установления личности иностранного гражданина, в частности:

бланка заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства;

бланка справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению;

бланка протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства;

бланка протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства;

бланка протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии;

бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.

Не подлежащим применению признается приказ ФМС России от 08.11.2013 N 473 "Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства".

 

<HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=6B8C0B6ED9FEA89D78FFFFE58A303C81658719717BEE7B8BB87FD99265w1v0M"О проведении экзаменов на право управления транспортным средством>

(Приложение к письму ГУОБДД МВД России от 20.04.2017 N 13/4-3596)

МВД России рассмотрены некоторые вопросы, возникающие в процессе предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения

В частности, разъясняется:

возможен ли прием экзамена в случае, если гражданин, обратившийся с заявлением о проведении экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения в экзаменационное подразделение, после сдачи (либо несдачи) одного из предусмотренных для данной категории (подкатегории) транспортного средства экзаменов не явился к месту проведения назначенного следующего (либо повторного) экзамена и обратился для его сдачи в другое экзаменационное подразделение;

необходимо ли хранение в подразделениях Госавтоинспекции документов, послуживших основанием к сдаче экзаменов, до момента выдачи водительского удостоверения, а также имеющихся водительских удостоверений при сдаче экзаменов на другую категорию;

каким нормативным правовым актом следует руководствоваться в настоящее время при хранении документов, послуживших основанием для предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения;

каков порядок аннулирования водительского удостоверения, если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными), либо выдано с нарушением установленного порядка;

где необходимо хранить документы, послужившие основанием для выдачи водительского удостоверения заявителям, которые не достигли 18-летнего возраста и успешно сдали экзамены на право управления транспортным средством;

можно ли по заявлению кандидата в водители, прошедшего в установленном порядке профессиональное обучение по программам подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств с механической коробкой передач, сдавать экзамены на автоматической коробке передач, и наоборот;

каким должно быть ограждение на эстакаде;

могут ли сотрудники Госавтоинспекции выдвигать дополнительные требования к техническим средствам контроля, используемым для проведения экзаменов на право управления транспортными средствами.

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

 

Федеральный закон от 03.04.2017 N 63-ФЗ

"О внесении изменений в статью 62 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службы, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

 

В случае утраты пенсионером права на пенсию за выслугу лет в результате устранения ошибки, допущенной при ее назначении, ему будет выплачиваться сумма, равная размеру пенсии

Установлено, что в случае утраты пенсионером права на пенсию за выслугу лет в результате устранения ошибки, допущенной при назначении указанной пенсии и обнаруженной по истечении трех лет с даты ее назначения, при этом являющейся его единственным источником дохода, пенсионный орган при условии отсутствия виновных действий пенсионера, приведших к неправомерному назначению пенсии, принимает решение о выплате суммы, равной размеру пенсии, выплачиваемой на дату обнаружения ошибки.

Указанная сумма будет выплачиваться ежемесячно до возникновения у пенсионера права на получение пенсии в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", либо права на назначение любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством РФ (за исключением накопительной пенсии и социальной пенсии), и подлежит ежегодному увеличению (индексации) в соответствии с законодательством РФ.

Прекращение выплаты пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием права на нее либо приобретением права на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

 

<HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=7131F1F88228F06C35FFDC1976A31DC45ADF8BBB5A3B64CD4EFBEA1AF959B8H"ПисьмоHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=7131F1F88228F06C35FFDC1976A31DC45ADF8BBB5A3B64CD4EFBEA1AF959B8H"> Минобрнауки России от 27.04.2017 N 06-448

"Об основаниях для досрочного прекращения выплаты стипендии Правительства Российской Федерации"

Основанием для прекращения выплаты стипендии Правительства РФ, назначенной студенту приказом Минобрнауки России на один учебный год, является приказ образовательной организации об отчислении студента

Выплата данной стипендии (в рамках текущего учебного года) прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором был издан приказ об отчислении.

Нахождение студента в академическом отпуске в связи с призывом в армию, по медицинским показаниям, по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также перевод студента в другую образовательную организацию с сохранением формы и условий обучения не является основанием для прекращения выплаты назначенной студенту на один учебный год стипендии Правительства РФ.

 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

 

Информация Минтруда России от 21.04.2017

"Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"

Минтрудом России разъяснены отдельные вопросы о порядке проведения независимой оценки квалификации работников

В частности, сообщается:

вправе ли работодатель на основании аттестации сотрудника сделать вывод о его квалификации;

где можно узнать сведения о центрах оценки квалификаций, в которых можно пройти оценку квалификации, и о документах, необходимых для прохождения профессионального экзамена;

сколько будет стоить прохождение независимой оценки квалификации;

какие преимущества и льготы предоставляются работодателям, участвующим в системе независимой оценки квалификации;

на какой срок выдается свидетельство о квалификации.

 

Приказ Минтруда России от 05.12.2016 N 708н

"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда"

Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2017 N 46500.

Регламентирован порядок предоставления Рострудом государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда

Заявителями на получение указанной государственной услуги могут являться работодатели (их объединения), входящие в группы компаний, имеющих филиалы (представительства) и (или) дочерние общества, действующие на территории нескольких субъектов РФ, работники, осуществляющие трудовую деятельность у таких работодателей, а также профсоюзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, осуществляющие свою деятельность у перечисленных работодателей. Государственная услуга предоставляется Рострудом. Документом, в числе прочего, регламентируется:

- срок предоставления государственной услуги;

- исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем;

- исчерпывающий перечень оснований для приостановления оказания или отказа в предоставлении государственной услуги;

- особенности предоставления государственной услуги в электронной форме;

- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;

- порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества оказания государственной услуги;

- ответственность должностных лиц Роструда за действия (бездействие) и решения, совершаемые (принимаемые) в процессе предоставления государственной услуги;

- досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) и решений, совершаемых (принимаемых) при предоставлении государственной услуги.

 

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

 

Федеральный закон от 03.04.2017 N 57-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 333.21 и 333.22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Установлены размеры госпошлин, уплачиваемых в отдельных случаях при обращении в Верховный Суд РФ, арбитражные суды

При подаче апелляционных, кассационных жалоб на отказ в принятии иска или заявления о выдаче судебного приказа госпошлина составит 50 процентов от размера госпошлины, которая уплачивается при подаче иска неимущественного характера (т.е. 3000 рублей). Такой же размер госпошлины составит при подаче кассационной жалобы на судебный приказ.

При подаче надзорной жалобы размер госпошлины составит вдвое больше - в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (6000 рублей, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

 

 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Федеральный закон от 17.04.2017 N 74-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Разграничена административная ответственность должностных и юридических лиц за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений

Так, в частности:

административная ответственность для картелей предусмотрена в виде штрафа для должностных лиц от 40 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет, для юридических лиц - в виде штрафа от 0,03 до 0,15 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо суммы расходов на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. рублей;

разграничена административная ответственность за заключение иных недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений (в том числе соглашений, приводящих к повышению, понижению или поддержанию цен на торгах, соглашений между организаторами торгов и/или заказчиков с участниками торгов, приводящих к ограничению конкуренции, а также "вертикальных соглашений"), либо участие в них, а также за осуществление недопустимых согласованных действий;

установлен административный штраф для граждан за осуществление недопустимой в соответствии с антимонопольным законодательством координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов (при этом размер ответственности для должностных лиц за указанное нарушение увеличен, а для юридических лиц оставлен без изменений).

 

Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Минфин России уполномочен исполнять функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Минфин России также уполномочен вести реестр инвестиционных контрактов в соответствии с законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Кроме того, в число полномочий Минфина России включено, в частности, утверждение:

- единых требований к функционированию электронных площадок;

- порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- порядка согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- порядка формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состава и структуры в зависимости от целей применения.

 

 

Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 N 442

"Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 996"

Единым федеральным органом исполнительной власти, ответственным за функционирование информационной системы в сфере закупок, назначено Казначейство России

Согласно постановлению Федеральное казначейство уполномочено осуществлять функции, в частности:

- по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок;

- по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок.

Функциональные требования к единой информационной системе в сфере закупок будут вырабатываться Федеральным казначейством по согласованию с Минфином России.

Определено также, что до 1 января 2018 года информация, подлежащая включению в реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ, размещается федеральным органом исполнительной власти, заключившим специальный инвестиционный контракт, и региональным органом исполнительной власти, заключившим государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ, на своих сайтах в Интернете.

Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 996 "О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок".

 

Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 N 443

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084"

 

Установлено требование о внесении заказчиками в реестр заключенных контрактов сведений обо всех соисполнителях и субподрядчиках, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства или социально ориентированными НКО

Информация должна включаться обо всех соисполнителях, субподрядчиках, относящихся к субъектам МСП или социально ориентированным НКО, заключивших договоры с основным поставщиком (исполнителем) по госконтракту. Это требование распространяется на случаи, когда условиями контракта были предусмотрены:

объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

ответственность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

доведение до заказчика сведений о договорах, заключенных с привлекаемыми некоммерческими организациями.

Постановлением, кроме того, устанавливается, что до 1 января 2018 года ведение реестра контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в части контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, осуществляются соответственно Казначейством России, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и уполномоченным органом местного самоуправления; формирование и направление заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, и направление уполномоченным органом заказчику сведений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в порядке, установленном уполномоченными органами в соответствии с требованиями законодательства РФ о защите государственной тайны; уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня включения (обновления) реестровой записи в реестр контрактов извещает заказчика о включении (обновлении) реестровой записи в реестр контрактов с указанием присвоенного уникального номера реестровой записи в порядке, установленном уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства РФ о защите государственной тайны.

 

<ПисьмоHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=60AF12610A788D354B707A88E0B17999A66A732B48B94B823697F775E3rED3N"> ФАС России от 04.04.2017 N РП/21859/17

"О рассмотрении обращения"

Установление дополнительных требований к участникам закупки работ по текущему ремонту неправомерно

Сообщается, что Решением Верховного Суда РФ от 22.08.2016 N АКПИ16-574 абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" признан недействующим в части предъявления требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту.

По мнению ФАС России, установление дополнительных требований в этом случае нарушает часть 6 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которая запрещает установление требований к участникам закупок в нарушение требований данного Закона.

 

Приказ Минсельхоза России от 31.03.2017 N 159

"Об определении предельных уровней минимальных цен на молоко сухое, сублимированное, кроме обезжиренного; молоко сухое, сублимированное обезжиренное и масло сливочное при проведении государственных закупочных интервенций в 2017 году"

Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2017 N 46484.

Определены предельные уровни минимальных цен на отдельные виды молока и масла при проведении государственных закупочных интервенций в 2017 году

Установлен следующий предельный уровень минимальных цен, при достижении которых проводятся государственные закупочные интервенции у российских сельскохозяйственных товаропроизводителей в отношении молока сухого, сублимированного, кроме обезжиренного, молока сухого, сублимированного обезжиренного и масла сливочного из расчета 24000 рублей за тонну на сырое молоко, произведенное на территории РФ:

на молоко сухое, сублимированное обезжиренное - 222000 рублей за тонну;

на молоко сухое, сублимированное, кроме обезжиренного, - 293000 рублей за тонну;

на масло сливочное - 340000 рублей за тонну.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

 

Указ Президента РФ от 17.04.2017 N 170

"О центральных органах Российской Федерации, территориальных и иных органах, уполномоченных на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств - участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и Протокола к ней от 28 марта 1997 г."

Утверждены перечни органов, уполномоченных на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств - участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

Протоколом к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, подписанным в г. Москве 28.03.1997, устанавливается, что Договаривающиеся Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария.

Подписанным указом устанавливается, что центральными органами РФ, уполномоченными на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств - участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и Протокола к ней от 28 марта 1997 г., являются:

ВС РФ - по вопросам судебной деятельности ВС РФ по уголовным делам;

Минюст России - по вопросам судебной деятельности всех судов по уголовным делам (за исключением ВС РФ), а также по всем вопросам оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам;

СК России, МВД России, ФСБ России - по уголовным делам, находящимся в их производстве;

Генпрокуратура России - по иным вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам.

Территориальными и иными органами, уполномоченными на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств - участников Конвенции и Протокола, являются:

территориальные органы Минюста России;

следственные органы СК России по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные органы СК России;

территориальные органы МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях;

территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы ФСБ России.

 

Федеральный закон от 03.04.2017 N 52-ФЗ

"О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок"

Россия оговорила присоединение к Монреальской конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года

В настоящее время участниками Монреальской конвенции являются более 130 государств. Конвенция, в частности, предусматривает возможность оформления документов, необходимых для осуществления грузовых перевозок, в электронном виде.

Присоединившись к Конвенции, Россия в соответствии с ее статьей 57 заявляет, что она оставляет за собой право не применять ее положения в отношении:

- международных воздушных перевозок, выполняемых Россией в некоммерческих целях в связи с осуществлением ее функций и обязанностей в качестве суверенного государства;

- перевозки лиц, груза и багажа, осуществляемой для своих военных властей, на воздушных судах, зарегистрированных в России или арендованных ею, которые полностью зарезервированы этими властями или от их имени.

 

Федеральный закон от 03.04.2017 N 53-ФЗ

"О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Южная Осетия"

Россия и Южная Осетия договорились о пенсионном обеспечении граждан РФ, постоянно проживающих в Южной Осетии

Россией ратифицировано соответствующее Соглашение, подписанное 25 ноября 2016 года в Москве.

В соответствии с Соглашением установление и выплата страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам РФ, постоянно проживающим в Южной Осетии (кроме граждан, имеющих регистрацию по месту жительства в РФ), производятся в порядке и на условиях, определенных российским законодательством.

В случае если размер общей суммы пенсионного обеспечения гражданина не достигает среднего уровня пенсионного обеспечения в Северо-Кавказском федеральном округе по состоянию на 1 января 2016 года, такому гражданину будет устанавливаться ежемесячная доплата к пенсии поэтапно в течение двух лет.

 

Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2017 N 692-р

<Об утверждении перечня иностранных государств, гражданам которых при прибытии в Российскую Федерацию через пункты пропуска свободного порта Владивосток оформляются обыкновенные однократные деловые, туристические и гуманитарные визы в форме электронного документа>

Граждане 18 государств, прибывая в РФ через свободный порт Владивосток, смогут получать однократные электронные деловые и туристические визы

Согласно Закону о порядке въезда в РФ гражданам отдельных иностранных государств, прибывающим в Россию через пункты пропуска свободного порта Владивосток, оформляются обыкновенные однократные деловые, туристические и гуманитарные визы в форме электронного документа. За выдачу электронных виз консульский сбор не взимается.

Новым распоряжением Правительства РФ определено, что к указанным странам относятся, в частности, Алжир, Индия, Иран, Китай, КНДР, Марокко, Мексика, Сингапур, Тунис, Турция, Япония.

 

ЖИЛИЩЕ

 

Приказ Минстроя России от 13.04.2017 N 708/пр

"О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2017 года"

Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2017 N 46481.

На II квартал 2017 года определена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра площади жилого помещения по субъектам РФ

Утвержденные показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра площади жилья применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Так, в частности, показатель средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по г. Москве по сравнению с I кварталом 2017 года не изменился и составляет 90400 рублей; по Московской области также не изменился и составляет 54479 рублей; по г. Санкт-Петербургу - вырос с 60289 рублей в предыдущем квартале до 60651 рубля во II квартале 2017 года.

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России