обзор февраль 2017

                                               

 

Обзор изменений в законодательстве Российской Федерации в феврале 2017 года

 информация помощника начальника института по правовой работе 

Е.В. Долгополовой

 

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Федеральный закон от 22.02.2017 N 16-ФЗ

"О внесении изменений в главу 5 Федерального закона "О персональных данных" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

 

Уточнен порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ

Установлено, что уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных.

Порядок организации и проведения проверок операторов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными операторами устанавливается Правительством РФ.

 

Федеральный закон от 22.02.2017 N 18-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по блокировке сайтов, доступ к которым ограничен Роскомнадзором

Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от Роскомнадзора, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 07.02.2017 N 11-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Расширены контрольные функции Счетной палаты

В Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" внесен ряд существенных поправок.

Так, в частности, дополнен перечень оснований досрочного освобождения от должности аудитора Счетной палаты. К таким основаниям отнесено систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных (должностных) обязанностей.

В случае выявления оснований для досрочного освобождения от должности аудитора Счетной палаты Председатель Счетной палаты теперь обязан проинформировать об этом Президента РФ.

Уточнен порядок осуществления контрольной деятельности Счетной палаты, а также расширена область действия контрольных полномочий.

Согласно внесенным дополнениям Счетная палата осуществляет, в том числе, подготовку ежеквартальной оперативной информации о ходе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводит государственный аудит (контроль) в отношении коммерческих организаций с долей (вкладом) в их уставных (складочных) капиталах товариществ и обществ с участием Российской Федерации, а также в отношении физических лиц - производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий государственных контрактов.

Проверки, осуществляемые в рамках контрольной деятельности, разделены на камеральные и выездные.

Поправками в КоАП РФ скорректирован перечень составов правонарушений, касающихся несоблюдения требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, в отношении которых инспектора Счетной палаты вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Федеральный закон от 07.02.2017 N 13-ФЗ

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

С 1 июля 2017 года усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных

С этой целью новой редакцией статьи 13.11 КоАП РФ расширен перечень составов правонарушений, а также увеличены размеры штрафов.

Так, в частности, установлена административная ответственность за:

обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (повлечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1000 рублей до 3000 рублей, на должностных лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей, на юридических лиц - от 30000 рублей до 50000 рублей);

обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных;

невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных.

Составление протоколов по административным делам данной категории отнесено к компетенции должностных лиц Роскомнадзора (ранее дела данной категории возбуждались прокурором).

В прежней редакции статьи 13.11 КоАП РФ была установлена ответственность лишь за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), которая предусматривала предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 300 рублей до 500 рублей, на должностных лиц - от 500 рублей до 1000 рублей, на юридических лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей.

 

Постановление Правительства РФ от 17.02.2017 N 208

"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

 

Обновлен порядок осуществления государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу

В частности:

устанавливается, что государственный заказчик должен определять прогнозную цену на продукцию, поставка которой планируется с использованием конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), на основе предложений о прогнозной цене не менее двух организаций;

прогнозные цены на продукцию будут использоваться для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта;

прогнозная цена на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), будет формироваться с участием организации-исполнителя, отраслевого органа (Минпромторг России, госкорпорация "Роскосмос" или госкорпорация "Росатом") и государственного заказчика;

ФАС России определена основной конечной инстанцией, принимающей решение о величине прогнозной цены.

Положением также предусматриваются меры по стимулированию организаций к снижению издержек, связанных с производством и реализацией продукции.

В приложении приводится перечень утративших силу актов Правительства РФ, в том числе постановление Правительства РФ от 5 декабря 2013 г. N 1119 "Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу".

 

Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 2п

"Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению"

Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2017 N 45509.

 

ПФР обновлены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования

В частности, приводятся новые формы анкеты застрахованного лица (АДВ-1); страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (АДИ-1); страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (АДИ-7); заявления об обмене страхового свидетельства (АДВ-2); заявления о выдаче дубликата страхового свидетельства (АДВ-3); запроса об уточнении сведений (АДИ-2); описи документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1); сопроводительной ведомости (АДИ-5); сведений о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К).

Кроме того, документом вводится новая Инструкция по заполнению утвержденных форм, содержащая как общие правила заполнения и оформления входящих документов, так и рекомендации по заполнению отдельных форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Утратившими силу признаны пункты 1 - 4 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.06.2016 N 473п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению", которыми были утверждены ранее действовавшие формы документов и инструкция по их заполнению.

 

Постановление Правительства РФ от 15.02.2017 N 187

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568"

 

Для руководителей, главбухов и работников с финансово-хозяйственными полномочиями ФГУ, ФГУП и казенных предприятий установлен запрет на совместную трудовую деятельность с родственниками

Такие работники и граждане, претендующие на замещение данных должностей, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данный запрет не распространяется на работников, замещающих другие должности в ФГУ или ФГУП, казенных предприятиях, созданных для выполнения задач, стоящих перед федеральными госорганами, а также на граждан, претендующих на такие должности.

Напомним, что в настоящее время действует аналогичный запрет для работников, замещающих должности в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, иных организациях, созданных на основании федеральных законов или для выполнения задач, поставленных перед федеральными госорганами, а также для лиц, претендующих на такие должности.

 

<Письмо> Минтруда России от 14.02.2017 N 18-3/10/П-866

<О Методических рекомендациях по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать>

 

Минтруд России информирует об издании методических рекомендаций о порядке заполнения госслужащими формы, содержащей адреса интернет-сайтов с общедоступной информацией и данными о них

Эти Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минтруда России в разделе Программы и ключевые документы/подраздел Государственная гражданская служба/Методические материалы по развитию государственной гражданской службы/Порядок заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в подразделе Муниципальная служба/Порядок заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

"Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать"

 

Разъяснен порядок заполнения госслужащими формы представления сведений об адресах интернет-сайтов с общедоступной информацией и данными о них

Обязанность представления такой формы госслужащими, муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей госслужбы или муниципальной службы, введена Федеральным законом от 30.06.2016 N 224-ФЗ.

В Методических рекомендациях содержится перечень категорий лиц, которые представляют заполненную форму, порядок заполнения таблицы с адресами сайтов или страниц сайтов, приведен образец заполнения формы.

Напомним, что форма представления сведений была утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2867-р.

 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

 

Федеральный закон от 07.02.2017 N 8-ФЗ

"О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации"

 

Побои в отношении близких лиц переведены в разряд административных правонарушений

Таким образом, состав преступления, предусмотренного статьей 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, составляют только побои или насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие причинение легкого вреда здоровью, совершенные из хулиганских побуждений, а также по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

ОБОРОНА

 

Федеральный закон от 22.02.2017 N 19-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

 

На руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований, местных администраций, руководителей организаций возложена персональная ответственность за исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Уточняется, что призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте РФ, муниципальном районе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.

Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте РФ, является высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, - глава соответствующего муниципального образования.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

 

Указ Президента РФ от 18.02.2017 N 74

"О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины"

 

Россией будут временно признаваться документы и регистрационные знаки транспортных средств, выданные на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины

В целях реализации принципов и норм международного гуманитарного права временно, на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений в Российской Федерации признаются действительными документы, удостоверяющие личность, документы об образовании и (или) о квалификации, свидетельства о рождении, заключении (расторжении) брака, перемене имени, о смерти, свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки транспортных средств, выданные соответствующими органами (организациями), фактически действующими на территориях указанных районов, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на этих территориях.

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на указанных территориях, могут осуществлять въезд в РФ и выезд из РФ без оформления виз на основании документов, удостоверяющих личность (несовершеннолетние дети в возрасте до 16 лет - на основании свидетельства о рождении), выданных соответствующими органами, фактически действующими на территориях указанных районов.

 

Федеральный закон от 07.02.2017 N 7-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

 

Расширен перечень лиц, проходящих службу в правоохранительных органах, подлежащих государственной защите

К ним отнесены:

военнослужащие органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;

военнослужащие Вооруженных Сил РФ, принимавшие непосредственное участие в борьбе с терроризмом;

военнослужащие органов внешней разведки РФ, принимавшие непосредственное участие в специальных операциях или выполнявшие специальные функции по обеспечению безопасности РФ.

Кроме того, изменениями, внесенными в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", в том числе:

уточнен порядок перевода на другую работу (службу), изменения места работы (службы) или учебы, переселения на другое место жительства защищаемых лиц;

скорректирован порядок принятия решения о применении мер безопасности (в том числе предусмотрена возможность заключения органом, обеспечивающим безопасность, с защищаемым лицом договора в письменной форме, в котором определяются условия применения мер безопасности);

установлено, что орган, обеспечивающий безопасность, организовывает психологическое сопровождение защищаемого лица (предусмотрено право защищаемого лица на обращение в орган, обеспечивающий безопасность, за получением психологической помощи).

Поправками, внесенными в Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", в том числе:

предусмотрено, что меры безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства применяются, в том числе, на основании письменного заявления близких родственников, родственников или близких лиц защищаемого лица, находящегося в беспомощном состоянии, или с их согласия, выраженного в письменной форме;

уточнены порядок применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц, их отмены, права защищаемых лиц и органов, осуществляющих меры безопасности.

 

Приказ МВД России от 24.01.2017 N 26

"Об утверждении Порядка подачи образовательной организацией уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), обучавшегося по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и формы указанного уведомления"

Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2017 N 45698.

 

Образовательная организация в течение трех рабочих дней с даты отчисления иностранного гражданина обязана уведомить об этом территориальный орган МВД России

Определено, что уведомление представляется образовательной организацией непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне с сопроводительным письмом или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.

Признан не подлежащим применению Приказ ФМС России от 30.12.2013 N 707, которым был утвержден ранее действовавший порядок подачи такого уведомления.

 

Приказ ФСБ России от 16.12.2016 N 771

"Об утверждении Порядка получения, учета, хранения, классификации, использования, выдачи и уничтожения биометрических персональных данных об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющих установить его личность, получения биологического материала и осуществления обработки геномной информации в рамках осуществления пограничного контроля"

Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2017 N 45518.

 

Определен порядок получения биометрических данных, биологического материала и обработки геномной информации при пограничном контроле в отношении лиц, имеющих признаки, указывающие на возможность их склонения к террористической деятельности

В частности, перед началом процедуры получения биометрических данных и биологического материала сотрудниками пограничных органов в обязательном порядке подробно разъясняются основания проведения указанных мероприятий, необходимость выполнения законных требований сотрудников органов безопасности в соответствии с Федеральным законом "О федеральной службе безопасности", а также порядок проведения и содержание указанной процедуры.

Сотрудники органов безопасности, осуществляющие действия, связанные с получением биометрических данных и биологического материала, обязаны быть вежливыми и предупредительными в общении с контролируемым лицом.

Биометрические данные собираются посредством использования сканеров изображения папиллярных узоров пальцев рук контролируемого лица, а также с использованием других технических средств.

Получение биометрических данных и биологического материала должно проводиться в течение минимально необходимого периода времени, требуемого для осуществления всех процедур, связанных с получением биометрических данных и биологического материала. Полученные биометрические данные и биологический материал в течение суток направляются в подразделения органов безопасности в соответствии с их компетенцией.

Регламентирован порядок хранения, обработки, учета, классификации, уничтожения и выдачи биометрических данных и геномной информации.

 

Приказ МВД России от 14.11.2016 N 727

"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов"

Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2017 N 45484.

 

Регламентирован порядок осуществления Госавтоинспекцией федерального надзора в области безопасности дорожного движения

Определено, что такой надзор осуществляется в рамках повседневного исполнения возложенных на Госавтоинспекцию обязанностей, а также посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими в России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и предоставляющими услуги по их техническому обслуживанию и ремонту, и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований к техническому состоянию и конструкции автомототранспортных средств, изменению их конструкции, а также перевозкам пассажиров и грузов (кроме требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального транспортного надзора).

Проверки субъектов транспортной деятельности осуществляются в сроки, установленные статьей 13 закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Регламентом установлены полномочия должностных лиц при осуществлении надзора, а также права и обязанности объектов надзора.

Срок проведения документарной или выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

Результатами надзора являются, в том числе:

- возбуждение дела об административном правонарушении;

- выдача субъектам транспортной деятельности требования о прекращении противоправных действий в целях устранения угроз безопасности граждан;

- выдача обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, выполнении работ и предоставлении услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

- внесение руководителям и должностным лицам субъектов транспортной деятельности обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;

- вручение (направление) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта транспортной деятельности.

 

Приказ Минкомсвязи России от 01.12.2016 N 607

"Об утверждении Правил определения места нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования), с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112", и Порядка предоставления и объема информации, необходимой для обеспечения реагирования по вызову или сообщению о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112"

Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2017 N 45650.

 

Минкомсвязи России установлены правила определения места нахождения пользовательского оборудования, с которого были осуществлены вызов или передача СМС о происшествии через единый номер вызова экстренных оперативных служб "112"

Установлено, что определение обслуживающей сети для абонентской станции производится техническими средствами обработки информации о месте нахождения пользовательского оборудования или ЦОВ-112 по унифицированному номеру, однозначно идентифицирующему обслуживающую сеть связи.

Если идентификатор обслуживающей сети, переданный в ЦОВ-112, некорректен или не был передан в ЦОВ-112 обслуживающей сетью при установлении соединения, оператор обслуживающей сети определяется по номеру вызывающего абонента, полученному в сообщении телефонной сигнализации, по данным реестра российской системы и плана нумерации с сайта Россвязи связи с проверкой по базе данных перенесенных абонентских номеров.

В случае роуминга определение обслуживающей сети может быть произведено:

- по идентификатору обслуживающей сети, поступившему в сообщении телефонной сигнализации при установлении соединения;

- по признаку, включенному в номер вызываемого абонента посредством адресной манипуляции номера вызываемого абонента исходящей или транзитной системой коммутации при установлении соединения при наличии технической возможности;

- в соответствии с актуальными конфигурационными данными ТСМН или ЦОВ-112 на основе сведений о роуминговых соглашениях операторов связи для данного субъекта РФ при наличии технической возможности.

Приказ вступает в силу с 1 мая 2017 года.

 

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

 

Приказ Минобрнауки России от 17.01.2017 N 24

"Об утверждении форм отчета об аккредитационной экспертизе и заключения экспертов и (или) представителей экспертных организаций, составленного по результатам аккредитационной экспертизы"

Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2017 N 45593.

 

Утверждена форма отчета об аккредитационной экспертизе образовательных организаций, а также форма заключения экспертов, составленного по результатам аккредитационной экспертизы

По результатам такой экспертизы проводится государственная аккредитация образовательной деятельности, предметом которой является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в образовательной организации федеральным образовательным стандартам. По окончании проведения такой экспертизы члены экспертной группы готовят отчеты об аккредитационной экспертизе в части закрепленных за ними образовательных программ.

Заключение экспертной группы содержит, в частности, сведения о материалах, представленных образовательной организацией при проведении аккредитационной экспертизы, а также характеристику содержания и качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, вывод о соответствии (несоответствии) указанных содержания и качества федеральным образовательным стандартам по каждой программе.

 

"ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию"

 

С 1 июля 2017 года вводится в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст взамен ОК 009-2003, ОК 023-95.

Классификатор предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО используется при решении задач, связанных с:

регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;

определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;

регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;

регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО включает в себя:

профессии среднего профессионального образования;

специальности среднего профессионального образования;

направления подготовки высшего образования - бакалавриата;

направления подготовки высшего образования - магистратуры;

специальности высшего образования - специалитета;

направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

 

Федеральный закон от 22.02.2017 N 20-ФЗ

"О внесении изменения в статью 64 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

 

Правительство РФ уполномочено определять порядок выплаты пенсии при выезде на постоянное жительство за пределы России лиц, проходивших военную службу, службу в правоохранительных органах

Соответствующее уточнение внесено в положение, регулирующее выплату пенсий выехавшим на постоянное жительство за пределы территории РФ лицам, указанным в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.

Согласно новой редакции ст. 64 названного Закона выплата пенсий будет осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

 

Постановление Правительства РФ от 14.02.2017 N 181

"О Единой государственной информационной системе социального обеспечения"

 

Правительством РФ утверждено Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения

Создание такой системы было предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ.

Определено, что функциями такой системы являются:

- сбор, анализ и обработка информации о предоставляемых гражданам мерах социальной защиты, а также предоставление доступа к такой информации гражданам, заинтересованным органам власти и организациям;

- обеспечение возможности использования сведений информационной системы в целях прогнозирования и оценки необходимости и нуждаемости граждан в мерах социальной защиты;

- соотнесение региональных и муниципальных классификаторов мер социальной защиты, регистров в сфере социальной защиты с классификатором в целях унификации мер социальной защиты;

- обеспечение упорядоченного эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с региональными, а также взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ между собой в части обмена сведениями о предоставлении мер социальной защиты посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

К задачам информационной системы относятся:

- формирование и ведение классификатора мер социальной защиты и перечня категорий получателей мер социальной защиты, социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;

- предоставление пользователям информационной системы информации об основаниях, условиях, о способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты, а также сведений об организациях;

- контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставления мер социальной защиты.

Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года, за исключением отдельных положений.

 

Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 154

"О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"

 

Уточнены полномочия Минтруда России в области обязательного социального страхования

В частности, установлено, что Минтруд России определяет порядок регистрации и снятия с учета страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме этого, определено, что в полномочия Минтруда более не входит принятие:

- форм документов для исчисления, уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также формы документов, используемых в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, и порядок их заполнения;

- формы отчетности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- формы решения страховщика о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и требования об их возмещении;

- формы отчетов (расчетов) страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

 

Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н

"Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах"

Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549.

 

Обновлен порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах

Утвержденная Инструкция определяет порядок ведения ПФР индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе порядок:

регистрации в системе обязательного пенсионного страхования;

представления и сроки приема и учета территориальными органами ПФР сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, регулирующий аналогичные правоотношения.

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

 

Постановление Правительства РФ от 21.02.2017 N 216

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ"

 

В отношении одного из прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ снят запрет на оборот в РФ

Позиция "1-диметиламино-2-пропанол" перенесена из раздела "Прекурсоры" списка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен, в таблицу I прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен, перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, с увеличением концентрации данного вещества с 15 процентов и более до 40 процентов и более.

Соответствующие изменения также внесены в крупный и особо крупный размеры прекурсоров наркотических или психотропных веществ для целей статей 228.3, 228.4 и 229 УК РФ.

Приказ Минздрава России от 23.08.2016 N 625н

"Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности"

Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2017 N 45704.

 

Минздравом России определен порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Такая экспертиза проводится в целях определения способности гражданина осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода гражданина по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

Экспертиза проводится в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка.

При проведении экспертизы временной нетрудоспособности лечащий врач (фельдшер, зубной врач):

- устанавливает диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести на основании сбора анамнеза и жалоб, внешнего осмотра гражданина;

- рекомендует прохождение профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, определяет режим лечения, назначает исследования и консультации врачей-специалистов;

- определяет сроки временной нетрудоспособности в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности";

- отражает в медицинской документации гражданина сведения о состоянии его здоровья, с обоснованием необходимости временного освобождения от работы; характере и условиях труда, социальных факторах или обосновании закрытия листка нетрудоспособности при восстановлении трудоспособности; выданном листке нетрудоспособности;

- анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;

- при необходимости продления листка нетрудоспособности свыше срока, установленного действующим законодательством, направляет гражданина на экспертизу временной нетрудоспособности, проводимую врачебной комиссией медицинской организации.

По результатам проведенной экспертизы в случае принятия решения о временной неспособности гражданина осуществлять трудовую деятельность ему выдается листок нетрудоспособности по форме, в порядке и сроки, установленные Приказами Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н и от 26.04.2011 N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности".

 

ЖИЛИЩЕ

 

Федеральный закон от 22.02.2017 N 14-ФЗ

"О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

 

Подписан Закон об отмене срока ограничения бесплатной приватизации жилья

Признана утратившей силу часть 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с внесенными изменениями и дополнениями), поскольку в соответствии с данной нормой возможность приватизации жилых помещений прекращается с 1 марта 2017 года.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

 

Приказ Минтруда России от 14.11.2016 N 642н

"О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"

Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45539.

 

Нормативные акты Минтруда России, посвященные проведению специальной оценки условий труда приведены в соответствие с действующим законодательством

Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" был уточнен порядок проведения специальной оценки условий труда. В связи с принятием указанного закона изменения вносятся в Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", в Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"; Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда"; Приказ Минтруда России от 05.12.2014 N 976н "Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом"; Приказ Минтруда России от 03.11.2015 N 843н "Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда".

В частности, уточняется порядок проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к работе со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну; устанавливается механизм учета предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Уточняется перечень действий, которые вправе осуществлять эксперт в целях определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах.

Приказом, кроме того, устанавливается, что методики (методы) измерений вредных и (или) опасных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно. При проведении измерений вредных и (или) опасных факторов до 31 декабря 2020 года допускается применение методик (методов) измерений вредных и (или) опасных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". В отношении рабочего места, условия труда на котором по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

 

Федеральный закон от 07.02.2017 N 4-ФЗ

"О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода "Турецкий поток"

 

Ратифицировано соглашение между Россией и Турцией по проекту газопровода "Турецкий поток", подписанное 10 октября 2016 года в Стамбуле

Целью Соглашения является создание благоприятной, прозрачной и стабильной нормативно-правовой базы, включая налоговый и таможенный режимы, для проектирования, строительства и эксплуатации газопроводной системы, создаваемой для осуществления поставок российского газа в Турцию, а также для транзитной транспортировки российского газа через Турцию в сопредельные с ней государства.

Уполномоченными органами сторон по реализации Соглашения являются Минэнерго России и Министерство энергетики и природных ресурсов Турции.

Уполномоченными организациями сторон, ответственными за реализацию Соглашения, являются ПАО "Газпром" с российской стороны и компания "БОТАШ" - с турецкой стороны.

Соглашение регулирует вопросы проектирования, строительства и эксплуатации двух морских и двух сухопутных участков газопровода "Турецкий поток".

Газопроводная система пройдет через акваторию Черного моря из Российской Федерации (от компрессорной станции "Русская" в Краснодарском крае) до приемного терминала на побережье Турецкой Республики и будет состоять из двух ниток общей максимальной технической проектной производительностью 31,5 млрд. куб. м газа в год, 15,75 млрд. куб. м газа в год каждая. Ввод в эксплуатацию мощностей обеих ниток газопровода планируется до 30 декабря 2019 г. Протяженность морского участка проекта составит около 920 км, транзитного сухопутного - около 200 км.

 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Постановление Правительства РФ от 02.02.2017 N 121

"Об утверждении общих требований к устанавливаемому федеральным органом исполнительной власти для целей осуществления закупок в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом"

 

Для целей госзакупок установлены общие требования к порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается, модернизируется или осваивается в РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом

Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ предусмотрены особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и/или осваивается на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом. Осуществление закупки такого товара по регулируемым ценам и с учетом установленных особенностей может осуществляться заказчиком у единственного поставщика.

Утвержденным Постановлением установлены требования к порядку определения предельной цены единицы товара, в частности, в случаях, если в отношении товара осуществляется государственное регулирование цен или цены установлены муниципальными правовыми актами, либо товар реализуется на биржевых торгах.

Порядком должны предусматриваться:

срок определения предельной цены единицы товара федеральным органом исполнительной власти;

периодичность пересчета предельной цены единицы товара федеральным органом исполнительной власти;

необходимость направления федеральным органом исполнительной власти производителю товара запроса о рассчитанной производителем товара предельной цене единицы товара и рекомендуемая форма ответа на такой запрос.

 

Указание Банка России от 22.11.2016 N 4210-У

"Об особенностях мониторинга расчетов по государственному оборонному заказу"

Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2017 N 45594.

 

Регламентировано осуществление контроля уполномоченным банком за проведением расчетов по государственному оборонному заказу

Уполномоченным банком осуществляется контроль соответствия назначения платежа, указанного исполнителем в распоряжении о переводе денежных средств на оплату товаров (работ, услуг), акту уполномоченного органа об утверждении цены (тарифа). Копию такого акта уполномоченный банк вправе запросить у исполнителя в качестве основания для составления распоряжения о переводе денежных средств.

При проведении расчетов с иностранными исполнителями уполномоченным банком проверяется, в том числе, наличие данных об организации в перечне иностранных исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, а также соответствие размера платежа (совокупного размера всех платежей) сумме контракта (сумме аванса по контракту).

Прописаны требования к осуществлению контрольных мероприятий при выплате исполнителем с отдельного счета заработной платы физическим лицам, при переводе головным исполнителем с отдельного счета денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, при осуществлении головным исполнителем, исполнителем операций по переводу денежных средств с отдельного счета на другой отдельный счет, совершаемых в рамках сопровождаемой сделки, и пр.

 

<Письмо> ФАС России от 29.11.2016 N РП/82541/16

"О рассмотрении обращения"

 

ФАС России рассмотрен вопрос о возможности заключения контракта на оказание почтовых услуг с ФГУП "Почта России" как с единственным поставщиком в соответствии с законодательством о госзакупках

По мнению ведомства, заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика ФГУП "Почта России" услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Кроме того, сообщается, что при заключении договора на оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, не допускается включать в такой договор иные работы (услуги), которые не отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

 

 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России